Новое название Русского театра просочилось в прессу еще несколько дней назад, и вот сегодня официально: он станет Театром Сюдалинна.
«Вопрос стал из-за того, что идет война, и у многих наличие слова «русский» в названии вызывает отторжение. Мы не говорим сейчас, это хорошо или плохо, это — констатация факта, — сказала директор Русского театра Аннели Пяйв.
«Одной из основных причин являются также технические проблемы с переводом. У нас была страница в фейсбуке «Русский театр», которая была заблокирована, потому что фейсбук ее определил как «Российский театр», — отметила Пяйв. — И где бы мы ни публиковались, нас все равно переводят как «российский театр», и тут же поступают разные запросы и блокировки»-
Новое название уже критикуют за то, что оно не переводится на русский язык, но руководство театра не видит в этом проблемы.
«Люди привыкнут к этому. Мы же не переводим Мустамяэ, Ласнамяэ, правильно? И здесь точно так же, Театр Сюдалинна. Мы же не переводим библиотеку Сюдалинна, аптеку Сюдалинна, почему же мы должны переводить Театр Сюдалинна? Это нейтральное название, это начало чего-то нового», — сказала директор Русского театра.
Скорая смена вывески действительно означает также и то, что сам театр меняется. Его главная миссия теперь — знакомить русскоязычных зрителей с эстонской культурой.
«Это не значит, что все авторы — только эстонские, и театр будет играть только Лутса и Таммсааре. Но будет больше, чем раньше, эстонских постановщиков, художников и, конечно, больше текстов эстонских авторов. Интеграция — плохое слово, но лучшего я подобрать не могу. У Русского театра есть возможность внести в этот процесс гораздо больший вклад, чем до сих пор. Театр по-прежнему будет играть на русском языке, это никуда не денется», — сказал председатель совета Русского театра Маргус Алликмаа.
Никуда не денется, как обещают, и русская классика, но денется часть финансирования. Сегодня стало известно, что государство урежет бюджет Русского театра на 15%. Много лет он получал примерно на 25% больше средств, чем многие эстонские театры. Так что некоторое преимущество все равно останется, но изменения и сокращения неизбежны.
«Это значит создание новой структуры, это значит сокращение рабочих мест, и для этого нужно время, — отметила Пяйв. — Я не могу это сейчас в одночасье прокомментировать. Это все-таки серьезная цифра».
Новое название еще необходимо официально оформить. В пока еще Русском театре рассчитывают, что новый сезон он откроет уже как Театр Сюдалинна.