Русский

Нервозность по поводу саммита на Аляске, обострение ситуации на фронте и провокации по сценариям Кремля. Обзор событий в Украине

Предстоящая встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным в Анкоридже была в центре внимания политиков и обычных граждан Украины. Идея о сдаче территорий в обмен на прекращение огня популярностью среди украинцев не пользуется, несмотря на тяжелую усталость от войны и явное недовольство масштабами поддержки со стороны зарубежных партнеров, пишет украинский журналист Олександр Крамаренко.

Готовятся к личной встрече американского и российского президента очень по-разному. Федеральное управление гражданской авиации США на двое суток закроет воздушное пространства над Анкориджем (штат Аляска). Ради безопасности саммита, конечно же. А вот обозреватель британской The Telegraph, отставной офицер Гемиш де Бреттон-Гордон написал колонку, в которой призывает арестовать Путина на Аляске, а не устраивать праздник по поводу его визита на американскую землю.

Да, Международный уголовный суд издал ордер на арест Путина, которому инкриминируют военные преступления, связанные с незаконной депортацией и отправкой детей с Украины в Россию. Вот только США не присоединились к Римскому статуту, а значит, там решения МУС не действуют, увы.

В этом как в капле воды отражается отношение к предстоящему саммиту: даже с представителем государства-террориста готовы встречаться на самом высоком уровне. Хотя в Киеве, как и в европейских столицах, крайне негативно относятся к перспективе увидеть договоренности между Трампом и Путиным поверх голов Европы в целом и Украины, в частности. Тем более, что в утечках информации о возможных договоренностях упоминаются какие-то там «территориальные размены».

Киев по этому поводу сильно нервничает, Брюссель и Лондон тоже не хотели бы видеть поощрения агрессора признанием за ним оккупированных территорий. Через несколько часов после публикации этой статьи запланирована онлайн-встреча президента Украины Владимира Зеленского с президентом США Дональдом Трампом и вице-президентом Джей Ди Вэнсом. Наверняка Зеленский вновь, как и 28 февраля нынешнего года, услышит напоминания о том, что «у тебя нет карт».

Но ситуация не настолько тяжелая сейчас, как пять с половиной месяцев назад, несмотря на продвинувшуюся линию фронта на Донбассе. А все потому, что нынче в одной лодке с Зеленским будут европейские союзники. Европа за последние полгода очень отчетливо увидела перспективу появления российских войск у своих границ.

В европейских столицах осознали нависшую явную и однозначную российскую угрозу. Не исключено, что это обстоятельство настолько консолидирует европейские позиции, что и Трамп будет вынужден с ними считаться.

Территориальные уступки в обмен на лживые обещания из Кремля — вот так на утро 13 августа выглядит рамка будущего саммита. Из Киева по этой причине веет скепсисом: Зеленский 12 августа напомнил, что ничего об Украине без участия Украины они принять не могут. А его в Анкоридж, как известно, не позвали.

«Мюнхен-2»? Да ни за что

Накануне министр иностранных дел Украины Андрей Сибига со ссылкой на Зеленского напомнил, что Украина не рассматривает вопрос территориальных уступок России. И это серьезное ограничение, так как Путин в качестве предварительных условий в очередной раз настаивал на признании за РФ четырех областей и Крыма, которые его депутаты включили в российскую конституцию.

«Украина стремится к справедливому, всеобъемлющему, устойчивому миру, основанному на уставе ООН и нормах международного права», — сказал украинский министр 12 августа на пресс-конференции в Киеве. Куда уж яснее. И тут важен контекст: во время этой пресс-конференции рядом с украинским министром сидел его чешский коллега Ян Липавский, который был с визитом в Киеве. Сибига воспользовался возможностью и провел параллели со сделкой в Мюнхене в 1938 году, в результате которой Чехословакия была разорвана на части.

Не один Киев показывает, что вознаграждать агрессора — не в его планах. Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро после внеочередного заседания Совета министров иностранных дел ЕС заявил, что саммит, который состоится на Аляске, должен привести к прекращению огня, к которому призвал президент Трамп и на которое Украина согласилась пять месяцев назад.

Фактически Барро повторил сделанное 12 августа совместное заявление лидеров ЕС накануне аляскинского саммита, в котором те настаивают на прекращении огня или на сокращении военных действий при условии, что дипломатическое решение должно защищать жизненно важные интересы безопасности Украины и Европы. Это уже становится системой — Брюссель внятно увязывает вопросы безопасности Украины с вопросами безопасности Европы.

В заявлении есть весьма симптоматичные пассажи о том, что «международные границы не должны меняться силой» и что «путь к миру в Украине не может быть определен без Украины». И еще там есть крайне важная констатация: агрессивная война РФ против Украины «имеет более широкие последствия для европейской и международной безопасности». Есть определенный шанс, что «Мюнхен 2.0» не состоится благодаря скоординированной позиции Брюсселя и Лондона. Вот только Венгрия это заявление не поддержала.

За день до заявления из Брюсселя подали сигналы в поддержку позиции Украины Британия и Канада. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер 11 августа провел телефонный разговор с премьер-министром Канады Марком Карни. После чего британский МИД сообщил о согласованной позиции: «Будущее Украины должно быть связано со свободой, суверенитетом и самоопределением».

И, конечно, все эти заявления сопровождались реверансами в адрес лидерства президента США по поводу установления мира, который должен быть достигнут вместе с Украиной, а не навязан ей.

Готовят аргументы

Тем временем российские войска получили приказы продвигаться на запад любой ценой — выйти, как минимум к административным границам Днепропетровской области. Особо жестокие бои идут на Добропольском и Покровском направлениях. В последние дни российская армия предприняла интенсивные атаки, и сейчас украинские войска пытаются ликвидировать клинья, вбитые в их оборону.

На это наиболее опасное направление выдвинуты части корпуса «Азов», идет контрнаступление, однако ситуация очень непростая. Украинский Генштаб отмечает, что на одном только Покровском направлении оккупанты сосредоточили группировку численностью более 110 тысяч личного состава.

И лобовыми атаками Кремль не ограничивается — предпринимает гибридные атаки.

Нервный фон

Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал беспорядки и драки во время концерта белорусского рэпера Макса Коржа на Национальном стадионе в Варшаве провокациями и «совершенно ненужными инцидентами, которые требовали быстрой реакции». Реакция была действительно быстрая: к депортации были представлены 62 участника беспорядков, в том числе, 57 украинцев и шесть беларусов.

Файеры и потасовки навряд ли вызвали бы такую жесткую реакцию властей, но на трибунах появился запрещенный польским законодательством красно-черный флаг Украинской повстанческой армии (УПА). И тут нужно отдать должное позиции Туска, который в X (ранее Twitter) назвал происходящее путинским сценарием, организованным иностранными агентами и местными идиотами. Это реальный тектонический сдвиг в официальной публичной оценке подобных инцидентов, который еще полгода назад было трудно себе представить.

Еще одна гибридная атака — загрязнение хлором азербайджанской нефти, экспортируемой на Балканы, а также российские воздушные атаки на газокомпрессорную станцию Трансбалканского газопровода, а также нефтебазу азербайджанской компании SOCAR. Именно через ту самую газокомпрессорную станцию должен идти в Украину азербайджанский газ в рамках контракта между компаниям SOCAR и «Нафтогаз Украины» После чего президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что эти атаки РФ не остановят сотрудничество между Киевом и Баку.

Кто будет гарантировать?

Главный вопрос в связи с возможным прекращением огня — кто именно и как сможет его гарантировать. До сих пор РФ нарушала все возможные договоренности — и заключенные 10 лет назад (Минск-2, Минск-2), и так называемое «энергетическое прекращение огня».

Пока что официальные лица Евросоюза декларируют, что «приветствуют усилия президента Трампа по достижению мира в Украине, который является справедливым и длительным, уважает суверенитет и территориальную целостность Украины». Но ответа на вопрос «как это будет достигнуто?» пока что нет. А этот вопрос — он главный, на самом деле.

План Б

Пока ожидания от саммита в Анкоридже колеблются в интервале «полная безнадежность — наконец-то мир», президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает напоминать о том, что так далеко лететь, возможно, и не нужно.

По инициативе Владимира Зеленского они провели телефонный разговор, после чего канцелярия турецкого президента в соцсети Х сообщила о готовности Эрдогана «принять саммит на уровне лидеров». И при этом Эрдоган особо напомнил о неизменной поддержке Турцией суверенитета и территориальной целостности Украины.

Так что если не случится результативный Анкоридж, то будет Стамбул. А учитывая недавний торжественный прием азербайджанского и армянского лидеров Дональдом Трампом в Вашингтоне для подписания мирного соглашения, перспективы вырисовываются многообещающие. Мы ведь помним, что Баку достиг того, чего достиг, под покровительством Анкары.

В Украине не особо многого ожидают от саммита в Анкоридже. Потому что, во-первых, слишком разнятся исходные позиции сторон. И есть еще более важное «во-вторых»: Путин будет гнать свои войска на убой, пока у него есть деньги от экспорта нефти и доступ к иностранным комплектующим для производства оружия — к европейским, американским, южнокорейским, японским, тайванским.

Если чего и ожидают в Украине сразу после саммита в Анкоридже — возобновления массированных воздушных атак, которые последнюю неделю были не особо интенсивны. Обычно такое временное снижение интенсивности случается ради накопления огромного количества дронов и ракет перед новыми массированными атаками.