Вот уже шестой год подряд группа автолюбителей из Ляэне-Вирумаа в конце лета собирает сумки, надраивает свои «Лады» и отправляется в большое путешествие. В этот раз они поехали в Молдову и самопровозглашённую Приднестровскую Молдавскую Республику. Домой вернулись четыре машины из пяти — одна попала в серьезное ДТП на территории Украины.
Из-за войны и пандемии маршруты компании изменились: путешественники уже не планируют ехать в Россию на завод «Жигулей», а исследуют страны бывшего соцлагеря.
Идея посетить Приднестровье изначально показалась им довольно любопытной, однако при подготовке поездки выяснилось, что регион этот далеко не самый безопасный.
Поступали сообщения, что в этом подконтрольном России районе за туристами могут следить специальные люди, и свои взгляды лучше не высказывать вслух.
Планировалась также поездка в Венгрию на крупный слет владельцев «Лад», однако уже в Польше был объявлен штормовой сигнал. Поскольку ночевала компания обычно под тентом прямо на улице, от этой авантюры решили отказаться и направились сразу в Румынию.
«Там мы посетили гравитационный холм в городе Кавник — это оптическая иллюзия: дорога будто бы идет в гору, а если поставить бутылку, она катится не вниз, а вверх», — рассказал один из участников поездки, Сийм Калда.
Затем группа пересекла Карпаты, направляясь в Молдову. В Румынии, как и в Эстонии, отмечают рост популяции медведей, поэтому ночевки на природе не рекомендуются.
Компания была самой многочисленной за все годы — 12 человек, поэтому иногда ночевали в домиках в лесу.
«В Румынии цены уже сравнялись с Западом, такая хижина на ночь стоит пару сотен евро», — отметил Калда.
В Молдове часть компании решила не заезжать в Приднестровье и поехала в Украину, чтобы там дождаться остальных.
Молдова удивила множеством бездомных и агрессивных собак — особенно вечером и даже днем стоило держать при себе корм, чтобы их отвлечь, когда становились слишком настойчивыми.
По словам Калда, особо наглые псы даже нападали на машины.
«Приднестровье — это как путешествие во времени на сорок лет назад: интернет, столовые, общественный транспорт. Российские флаги висят вместе с приднестровскими, на улицах — посты российских солдат. Но люди очень дружелюбные, туристы здесь редкость, удавалось много общаться. На границе получилось ускорить все процедуры с помощью бутылки Vana Tallinn, которую мы передали через знакомого кому-то из начальства. После этого стали с ними большими друзьями», — смеётся Калда.
«Бутылка водки в Молдове стоит евро тридцать, а бензин — около восьмидесяти евроцентов. За любые чаевые персонал благодарил с удивлением и даже испугом», — рассказывает он.
В самопровозглашённой республике и пришло известие, что одна «Лада» попала в аварию в Украине. Поскольку подробностей не было, остальные поспешили туда.
Пострадавших доставили в больницу, где они провели двое суток. На повороте одна из местных машин попыталась повернуть налево, потеряла управление и столкнулась с эстонцами.
«Лада превратилась в гармошку, весь салон смят, — вспоминает Калда. — Автомобиль удалось обнаружить на чьем-то подворье»
По его словам, если въехал в Украину на автомобиле, без него обратно уже не выберешься, но в дело вмешалась полиция, провела ускоренное расследование — виновным признали местного водителя.
В Украине действует комендантский час с полуночи до пяти утра, однако ночная жизнь во Львове бьёт ключом в подпольных барах, говорит путешественник.
«Около одиннадцати вечера мы собрались в гостиницу, но местные рассказали, где продолжается веселье. Такси ходят до полуночи, а после перевозки перемещаются в приложение Telegram, где частники предлагают услуги. В баре — занавески и окна, заклеенные картоном, чтобы свет не пробивался на улицу. Выйти можно было через черный ход, где уже ждала машина», — делится впечатлениями Калда.
Хотя на всякий случай с собой прихватили даже запасную коробку передач (одна стала издавать подозрительный гул), за 4600 километров ни одной серьезной поломки не случилось.
«На рынках покупали запчасти, а на ремонт уходило максимум пятнадцать минут. Самое приятное — реакция местных: махали рукой, фотографировали нас, подходили поговорить. В этом и есть прелесть путешествий на ретро-автомобилях», — заключил Сийм Калда.