Русский

Третья мировая уже тут, предвкушение выборов и новая волна оружия из США. Обзор событий в Украине

Демонстрация российских дронов в Польше открыла ящик Пандоры. Долгая дорога российской нефти через Индию и отложенный 19-й пакет санкций против РФ. Предвкушение выборов в Украине и наплыв паломников, пишет украинский журналист Олександр Крамаренко.

Если кто-то опасался Третьей мировой, то напрасно – она уже тут. Очень похоже, что теперь уже три даты будут спорить за сомнительную привилегию называться стартом новой большой войны.

Многие считают стартовой точкой гибридное вторжение РФ в украинский Крым 20 февраля 2014 года. Тогда Кремль взорвал мировую систему нераспространения ядерного оружия. Потому что в феврале 14-го ядерная держава напала на неядерное государство, добровольно отказавшееся от оружия массового поражения в обмен на заверения в нерушимости границ и уважении суверенитета.

Куда более популярной является в этом смысле дата 24 февраля 2022 года, когда российские войска вторглись в Украину по более чем 1200-километровой линии фронта – колонны шли через беларусскую границу, с Курской и Белгородской областей, с оккупированных ранее территорий в Донбассе и Крыму.

Но действительно мировой война стала после атаки российских дронов на Польшу. Что ж, украинцы более 10 лет старательно, но безуспешно разъясняли европейцам и американцам, Лондону и Берлину, Брюсселю и Вашингтону хорошо видимую из Киева истину – Украина не является конечной точкой для путинского режима. Скорее, Украина является трамплином, с которого Кремль пытается запустить историко-геополитический реверс – восстановление советской империи.

Погодите, скажет внимательный читатель исторической литературы. А где же танковые колонны? Где массированные налеты бомбардировочной авиации и тяжелых ракет? Да их и не предполагалось.

Добро пожаловать в реальность генерала Герасимова – того самого начальника российского генштаба Валерия Герасимова, который еще в феврале (снова февраль!) 2013 года опубликовал свою концепцию так называемой «гибридной войны». В рамках той концепции прямое военное вторжение – лишь один из инструментов. В рамках той концепции толчки и удары расшатывают государственные институты, дестабилизируют военно-политические союзы заранее, до вторжения. И делается это самыми разнообразными средствами – от военных провокаций до инспирированных извне выступлений нелегальных мигрантов.

Большая разведка имитацией боя

Массированная и намеренная атака российских дронов на Польшу в ночь с 9 на 10 сентября не была случайностью или результатом работы украинских систем радиоэлектронной борьбы. За шесть дней, что прошли с той атаки, это стало окончательно ясно. Наиболее сильными аргументами в пользу такой версии были наличие польских SIM-карт в системах навигации некоторых дронов, а также изменения в конструкции – размещение в дронах нестандартных увеличенных топливных баков.

Два десятка легких, но дальнобойных дронов, ни в одном из которых не было обнаружено боеголовок – это выглядело как операция по зондажу готовности Польши и НАТО в целом отвечать на воздушные угрозы.

Для того, чтобы отразить демонстрационную атаку, в воздух были подняты самолеты дальнего радиолокационного обнаружения(ДРЛО), дозаправщики, истребители. Стоимость отражения российской атаки зашкаливала – ее оценивали минимум в десяток миллионов долларов.

А результат? Что-то около 20% пораженных дронов. Прочие 80% просто выработали горючее и упали где-то в полях. Не особо впечатляет такой результат на фоне того, что украинская ПВО обычно сбивает более 90% целей при количестве атакующих дронов, измеряемом сотнями за одну ночь. Делают это все без привлечения самолетов ДРЛО, заправщиков и супер-современных F-35.

В Украине большинство тяжелых российских беспилотников сбивают и обезвреживают системами радиоэлектронной борьбы, зенитными дронами и мобильными огневыми группами. Хорошо, если такая группа вооружена эффективным германским зенитным танком Gepard, но чаще у нее под рукой «тачанка» — крупнокалиберный пулемет, смонтированный в кузове вполне гражданского пикапа-внедорожника.

Хотя в соцсетях по поводу той демонстрационной атаки было немало мемов и даже насмешек, украинцы отнеслись к происходящему более чем серьезно. Наиболее часто встречалась версия, что да, это уже Третья мировая, но до действительно горячей фазы в Западной и Центральной Европе еще есть немного времени. И это время для Европы оплачивают собой украинские солдаты, которые держат линию фронта в степях Донбасса и приграничных перелесках в Сумской и Харьковской областях.

Все прекрасно понимают, что польские военные впервые сталкиваются с войной такого формата. И вполне допускают, что в данном случае драка шла не столько по линии «попадут-не попадут», сколько по линии «испугаются-не испугаются». Причем при слове «испугаются» имелись ввиду не военные, а исключительно политики.

Большинство дронов кружили тогда вокруг аэродрома Жешув-Ясенка, что на юго-востоке Польши, неподалеку от Кракова. За три года полномасштабной войны в Украине этот аэродром превратился в чрезвычайно важный логистический хаб, через который в Украину поступают оружие, ценные грузы и много чего еще. В Москве спят и видят ликвидацию этого хаба – желательно, руками самих поляков. Потому вслед за демонстративной воздушной атакой в Польшу были вброшены нарративы о том, что, дескать, «вот не помогала бы Польша Украине – так и атаки б не было».

Что ж, пока итог российской гибридной атаки на Польшу выглядит так, что Варшава уклоняется от горячего ответа, но извлекает уроки из инцидента. Тем более, что под горячую руку ей выделили из бюджета ЕС более 40 миллиардов евро на укрепление обороны.

Польские самолеты будут теперь патрулировать небо вместе с прочими европейскими коллегами. А НАТО развернуло в Польше операцию «Восточный часовой», в которой задействованы помимо польских также войска Германии, Франции, Дании и Великой Британии. Но: ими круг иностранных участников не ограничен, могут привлекать еще. Также интересная деталь – дата окончания операции не названа, а ее масштабы расширены до Болгарии на юге. И одновременно в Киев отправились представители польской и германской армий – как утверждается в официальных сообщениях, за опытом украинской ПВО.

То есть демонстративная российская атака привела к тому, что НАТО получила под вполне благовидным предлогом возможность развернуть системы ППО и дополнительные наземные силы на восточном фланге. Как раз к началу огромных учений «Запад-2025», которые Москва и Минск проводят в Беларуси. В конечном итоге, в игру под названием «гибридное вторжение» можно играть вдвоем.

И, как водится, сугубо военными усилиями гибридная война не ограничилась.

Пакет №19

Сразу же после запуска в июле 18-го пакета санкций ЕС против РФ, в Брюсселе начали готовить следующий – 19-й. На текущей неделе ожидалось, что еврочиновники обнародуют его содержание, но пока не сложилось – идут жесткие обсуждения содержимого.

К тому же, на процесс сильно влияет позиция США, Дональд Трамп требует максимально быстро прекратить закупки российского газа и нефти. Многие члены ЕС показывают нежелание делать это. Так что впереди – переговоры не только внутри команды 27 стран Евросоюза, но еще и с Вашингтоном.

Вечером 16 сентября президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в сети Х написала, что поговорила по телефону с президентом США Дональдом Трампом о совместном экономическом давлении на РФ. Но не обмолвилась о конкретных договоренностях. Видимо, позиции пока далеки от сближения.

Пока идет неспешное согласование 19-го пакета европейских санкций против РФ, Украина усиливает собственные санкции. За минувшую неделю украинские военные вновь подвергли атакам портовую инфраструктуру и нефтеперегонные заводы в глубоком российском тылу – поразили Саратовский, Киришский и Ново-Уфимский НПЗ, а также экспортный нефтяной хаб в порту Приморск на Балтийском море.

Возможно, в силу этих причин постепенно начинает дрейфовать позиция Индии – ключевого хаба, через который попадают в Европу нефтепродукты, сделанные из российской нефти. В Киеве внимательно прислушиваются к сигналам из Нью-Дели – уж слишком полноводна направленная в сторону Индии нефтяная река, которая питает нефтедолларами российскую военную машину.

И вот уже между индийским премьером Нарендра Моди и Дональдом Трампом 16 сентября состоялся телефонный разговор, приятный во всех отношениях обеим сторонам. Американский президент поздравил своего собеседника с 75-летием, а тот, в свою очередь, после беседы, уже в своем публичном комментарии заявил, что Индия приветствует инициативы Вашингтона по прекращению войны РФ против Украины. Что ж, это очень выверенная позиция после того, как Трамп ввел 50% пошлины на индийский импорт в связи с тем, что Индия продолжает закупать российскую нефть.

Рош-Ашана, выборы и новое оружие

Зондаж по поводу прекращения огня не останавливается ни на день, но намного больше чем этим усилиям Вашингтона радуются в Киеве первым сообщениям о поставке американских вооружений за европейские деньги в рамках инициативы «Перечень приоритетных потребностей Украины» (PURL). Первые пакеты военной помощи уже утверждены Трампом и вот-вот окажутся в Украине – и это означает возобновление поставок после более чем полугодового перерыва.

Украина остро нуждается в системах ПВО, ракетах, снарядах и прочих вооружениях. Именно такие поставки дают Украине реальные шансы в обороне от РФ, которую все активнее поддерживает Китай.

Возможно, дополнительные поводы для оптимизма в Киеве черпают еще из двух обстоятельств. Первое – 22-24 сентября нынешнего года, на еврейский новый год, Рош-Ашана в культовом для хасидов месте, в Умани, что на 212 км южнее Киева, ожидается около 45 тысяч паломников. Это в полтора раза больше, чем в 2024 году и даже в предвоенном 2021 году.

И второе обстоятельство – возобновились активные разговоры о парламентских выборах. Да, нечто подобное было в феврале, накануне резкого охлаждения между Зеленским и Трампом. Но за последние полгода это первый всплеск активности, которая выглядит не на шутку предвыборной. Что ж, видимо, паломники и депутаты что-то знают.