Русский

Любовь, мистика и эмансипация: «Горизонт» побывал на опере «Кармен» в театре «Эстония»

Опере Жоржа Бизе «Кармен» уже без малого 150 лет, но ее постановки — это по-прежнему событие для каждого оперного театра мира. Теперь эту яркую историю любви и страсти увидит и эстонский зритель.

«Эта история универсальна для любого времени. Поэтому «Кармен» — это из одна самых популярных опер в мире. Кармен пытается обрести свободу, и каждый из нас так или иначе занят тем же самым. Кармен — по-настоящему культовая фигура вне времени. И поднятые здесь темы остаются актуальными и сегодня», — рассказал постановщик оперы «Кармен» Пьер-Эммануэль Руссо.

Он уверен, что история Кармен имеет феминистский подтекст. Сегодня эмансипацией вряд ли кого-то удивишь, но изначально появление этой оперы вызвало настоящий переполох в театральной среде Парижа.

«Публика была просто шокирована, когда впервые увидела оперу Бизе. Потому что для многих история Кармен — это настоящая анархия. Одна женщина отвергает устои и решает сама распоряжаться своей жизнью. Для 19-го века это был нонсенс, так что феминизм этой постановки опередил свое время», — отметил Руссо.

«Если женщина поступает вопреки желанию мужчин, то многим это могло или до сих пор может показаться чем-то очень странным. Кармен — это очень сильный и свободолюбивый персонаж. Но образ такой сильной женщины кого-то может не на шутку перепугать», — отметила Мари Готро, исполнительница роли Кармен.

Постановщик Руссо востребован и на родине, во Франции, и в других странах Европы. Но раньше он никогда не ставил «Кармен». Говорит, слишком часто видел эту оперу в разных вариациях, но теперь все-таки решился создать свою версию «Кармен», у которой, оказывается, есть что-то общее с Эстонией.

«Да, это забавно. Когда я приступил здесь к работе, говорил в том числе и про мистическую сторону Кармен. Она ведь немного как ведьма, и в этом всем есть что-то эзотерическое. И тогда мои эстонские помощники на полном серьезе говорят: «Да, отлично, у нас в Эстонии крепкая связь с разного рода мистикой и эзотеризмом», — поведал постановщик.

«Прежде я много раз исполняла роль Кармен в опере, но эта постановка в Эстонии действительно очень отличается от всех остальных. Здесь много мистицизма, здесь мы видим своего рода перекличку с другими мирами. Поэтому в этот раз мне было особенно интересно погрузиться в свой персонаж», — добавила Готро.

Для «Кармен» в Национальной опере «Эстония» создали более 150 костюмов. Все декорации, которые переносят зрителя в испанскую Севилью 200-летней давности, сделаны здесь же. В роли художника-декоратора и художника по костюмам выступил сам режиссер. Хотя тройную зарплату он за это не получает, но знает толк в изысках.

«Кружева, бахрома — все сделано на испанский манер. Но благодаря этому вырезу мы практически получаем репродукцию платья от Ив Сен-Лорена. Я же все-таки парижанин, мы там все такие. Те, кто понимает, о чем идет речь, сразу всё поймут», — смеётся постановщик.

«Часто получается так, что когда ставят «Кармен», то все это в итоге выглядит просто по-клоунски. Если недостаточно разбираешься в культуре тореадоров, культуре испанских цыган, то делаешь все очень поверхностно. Получается просто нагромождение ярких костюмов и стереотипов. В нашем случае всё куда более продуманно», — отметил Марио Рохо, исполнитель роли дона Хозе.

Чтобы избежать претенциозный клоунады, постановщику пришлось отказаться от некоторых возможных элементов. Хотя в оперной постановке будет много танцев, за настоящим фламенко все-таки придется ехать в Испанию.

«Фламенко — это не то, чему можешь научиться просто так. Фламенко — это состояние души. А скармливать зрителю маскарадный, туристический вариант фламенко я точно не хотел. Я слишком уважаю эту культуру. Если ты не находишься внутри нее, то по-настоящему этого не изобразить», — пояснил Руссо.