На входе в Эстонский национальный музей посетителей встречает настенное панно, на котором художница Сийри Таймла-Раннала ярко изображает 500 лет эстонской письменности.
«Началом истории эстонской книги мы считаем 1525 год, когда в Любеке были найдены книги на эстонском, ливонском и латышском языках, которые должны были быть уничтожены. Нет точных данных о том, что они были сожжены, но мы предполагаем, что, вероятно, это произошло, и поэтому здесь изображен один большой костер, в котором горят эти книги. Но один язык пламени у нас изображен в виде вопросительного знака», — сказала художница Сийри Таймла-Раннала.
Всего на панно можно найти около 110 ключевых событий.
«Мы не остались лишь в самых далеких временах. Эта история тянется вплоть до нашего времени, и каждый здесь найдет что-то знакомое. Например, ты найдешь здесь Леэло Тунгал, поющую вместе с Metsatöll, или Элен Нийт, которая опустошает банку варенья вместе с Крыллем», — отметила художница.
Панно дополняют выставки, одна из которых посвящена книге эстонских крестьян XIX века, а другая — оригинальным иллюстрациям современных детских книг. Кроме того, в музее есть уютные зоны для чтения, воссоздающие те места, где люди читают чаще всего.
«На мой взгляд, книги не следует ставить за витрины, их нужно читать, писать, обсуждать и спорить о них. И вот наш подход стал чем-то вроде большой выставки-коллекции, в рамках которой действительно помещается множество различных подходов и форматов», — отметила руководитель мероприятий ЭНМ Марис Клаас.
Открыта также необычная выставка-аудиопостановка «От утраты к пространству», которая проводит посетителей через литературу мигрантов, открыто и без прикрас раскрывающую тему утраты родины и поисков нового дома.
«Моей целью было перевести литературные тексты в пространственный опыт. Если обычно отношение человека к литературе направлено от взгляда на текст внутрь человека, то здесь, на выставке, человек сам входит в пространство, переведенное из текстов. Например, он может физически зайти в стихотворение Маре Ундер и лечь на кровать, о которой говорится в ее стихотворении», — сказал куратор выставки Ян Каус.
Выставка-лабиринт, а также настенное панно останутся в музее до начала 2026 года.