Сегодня в эпоху гаджетов многие предпочитают книги слушать или читать с экрана смартфона. Но в домашней библиотеке с бумажными книгами есть свой шарм.
У многих интерес начинается с книг в родительской библиотеке, и потом уже постепенно формируется своя собственная.
«Постепенно я стала собирать свою собственную библиотеку, потому что у нас с моим отцом, тоже писателем, расходились взгляды на литературу. Он любил литературу здоровую, психологически достоверную, открывающую полноценный мир. Я любила литературу мрачную, такую трагическую, непонятную, абсурдистскую», — рассказала писатель Елена Скульская.
«Дело в том, что это уже наверное третья у меня библиотека. Но я помню, какая книга у меня была первой в библиотеке, которую я в Эстонии начал собирать, и первая книга была — сборник Окуджавы», — отметил экономист Владимир Вайнгорт.
Когда собираешь свою библиотеку в течение всей жизни, с ней складываются особые отношения.
«Конечно, ведь у меня как минимум больше половины книг — это книги, с которым я работаю. Это книги экономические, по социальной экономике. Но вот стоит Салтыков-Щедрин. Я считаю, что это тоже книга, с которой я работаю», — заявил Вайнгорт.
«Вот есть целая полка, где книги только о Шекспире и о Цветаевой, которыми я занималась всю жизнь. Всю жизнь их изучала, о них думала, поэтому и собирала эти книги», — сказала Скульская.
У обладателя каждой такой библиотеки есть свои жемчужины.
«Вот книга, мне ее прислали из Лондона, она повторяет полностью первое издание пьес Шекспира», — поведала Скульская.
«Вот хрестоматийный сборник Гоголя, изданный, как вы видите, еще в конце 19-м века. Но эта книга интересна не только текстами, которые у меня многократно есть, а тем, что она от ревельской городской училищной коллегии подарена ученику городского начального училища Альфреду Аани к столетию годовщины со дня рождения Гоголя», — рассказал Вайнгорт.
Есть у них довольно много книг, которые им подарили сами авторы, с автографами и посвящением.
«Например, недавно на встрече в нашем клубе подарил мне свою книгу Борис Балясный. «Узелковое письмо» — это его стихи», — отметил Вайнгорт.
«Очень часто дарят книги, и у меня несколько полок книг моих друзей — Николая Крыщука, Самуила Лурье, Теэта Калласа, Юхана Вийдинга, который при жизни успел мне подписать первые сборники, Арво Валтона, Леэло Тунгал, Дорис Карева», — перечислила Скульская.
Создавать свою библиотеку — это не только поставить книги на полки. Их надо систематизировать, в идеале — создать каталог.
«Инвентаризацию, к сожалению, вынуждена проводить, и относить часть книг в подвал, иногда ящиками. К каким-то теряешь интерес, какие-то книги подаренные. Ты понимаешь, что их никогда читать не будешь, ты из вежливости приняла такой подарок. Увы, такую инвентаризацию провожу, но книги старые, которые со мной всю жизнь, — они неприкосновенны!» — заявила Скульская.
«Более-менее я понимаю, где какие книги стоят. Хотя, конечно, кое-что диктует высота полок, я боюсь потерять объем. Поэтому я порой не могу купить новую книгу, потому что нет места», — подчеркнул Вайнгорт.
Сегодня много возможностей найти необходимый текст в интернете, но для многих соприкосновение с бумагой — это особый ритуал.
«Я отношусь к книге как к вещи, не только как к тексту. Текст можно прочесть в интернете, любой. Отношусь как к вещи — важно, как она выглядит, какой художник ее оформлял», — отметила Скульская.