1919 год. Южный фронт. Изборск, Печорский уезд. Разгар Освободительной войны. Только что закончился один из боев, и красные оказались разгромлены. Бронепоезд вооруженных сил Эстонии стоит на запасном пути. Локомотив отправился за водой и углем, а команда бронепоезда оказывает помощь раненым и чистит оружие. Но враг не дремлет, и радость победы оказывается преждевременной.
Красные снова атакуют. К счастью, в бронепоезде достаточно бойцов, чтобы дать отпор, но это будет нелегко. Солдаты открыли огонь из винтовок по врагу. Началась перестрелка. Защитники молодой Эстонской республики отчаянно теснят коварного врага.
Рабоче-крестьянская Красная армия усиливает свой натиск. Силы неравны. На поле боя появляется супероружие того времени — пулемет «Максим». Добровольцам из Кайтселийта приходится туго, есть раненые.
Но, к счастью, приходит подмога. В решающий момент из разведки вернулась группа куперьяновских партизан. Красные вынуждены сдавать позиции. С помощью куперьяновцев удается зачистить местность и одержать победу. Оставшихся в живых бойцов РККА берут в плен.
«Конечно, бой вымышленный. Такого боя, может быть, и не было. Может быть, было что-то подобное. Мы хотели показать в целом как выглядели вооруженные силы Эстонской республики тогдашнего периода, как выглядели вооруженные силы Красной армии, чтобы люди могли заинтересоваться историей и тогда уже больше бы узнали сами», — рассказал участник клуба реконструкторов «Эксплорерс» (Латвия) Вячеслав Рукис.
Показательное сражение происходило вокруг бронепоезда номер 7 Wabadus. Это абстрактная копия типичного бронированного эшелона времен Освободительной войны. Бронепоезда были грозной силой, с их помощью молодая Эстонская республика отстояла свою независимость.
«Стратегически самыми важными точками были железнодорожные узлы. Все было сосредоточено вокруг них. А у поездов было преимущество. На них можно перевозить боеприпасы, оружие, все свое снаряжение и продукты питания. В то время дело обстояло так: если ты захватил одну станцию, то это была настолько стратегически важная точка, что фактически весь населенный пункт был твой», — отметил председатель Сааремааского общества военной техники Маргус Синиметс.
Всего участниками реконструкции стали 70 бойцов из 13 клубов Эстонии и Латвии.
«Это практически максимум, который можно вообще собрать. У нас больше реконструкторов нет. Мы уже в возрасте, а с привлечением молодежи есть проблемы. Но мы над этим работаем и пытаемся привлечь молодую силу, чтобы это дело просто не угасло», — подчеркнул Синиметс.
«Это хобби, скажем так. Есть туризм, есть увлечение историей, а это все вместе. И даже спорт отчасти, потому что побегать в таком-то снаряжении это довольно тяжело. Это надо иметь хорошую физическую форму. Я сторонник того, чтобы войны происходили вот так: собрались люди, постреляли, повеселились. Да, что-то, может, когда-то было, но дай бог, чтобы не повторилось», — заключил Рукис.