Русский

Громкое эхо 2014 года, очередное предупреждение Трампа и смертоносная атака на Киев. Обзор событий в Украине

Убийство одного из лидеров Майдана, смертоносная атака на украинскую столицу, разные итоги военного лета, предчувствие больших шагов — вот о чем говорили в Украине на минувшей неделе. А Путин откровенно угрожал погрузить украинские города во тьму и холод, как он это пытался сделать и два года назад. 

В первые сентябрьские дни воздухе определенно носится предчувствие каких-то не слишком добрых новостей. 1 и 2 сентября средь бела дня над Киевом время от времени появлялись беспилотники. Они не атаковали, а, скорее всего, вели разведку. И, конечно, все это сопровождалось прогнозами об очередном массированном ракетно-дроновом ударе — раз уж ведут активную разведку.

Украину навряд ли можно удивить масштабами массированной воздушной атаки после 9 июля, когда российские войска запустили 728 дронов и 13 ракет в течение одной ночи. В последнюю неделю августа случилось еще две массированные атаки, пусть и несколько меньших масштабов.

В ночь с 27 на 28 августа РФ выпустила по Украине 598 дронов и 31 ракету, украинские силы ПВО сбили и подавили 563 дрона и 26 ракет. Эта атака не была самой массовой, но она оказалась самой смертоносной — погибло 25 мирных жителей Киева, в том числе — четверо детей. Городские власти украинской столицы сообщали о повреждении более сотни объектов, в том числе в самом центре. Например, повреждены были офисы представительства ЕС в Украине и Британского совета (образовательное учреждение).

Через два дня, в ночь с 29 на 30 августа, российской массированной атаке подверглись несколько городов на юге страны, прежде всего — Запорожье. В ту ночь Украину российские войска атаковали 537 дронами и 45 ракетами, из которых удалось сбить или подавить 510 и 38 соответственно. Тогда только в Запорожье погиб один человек, было ранено 29 человек, в том числе трое детей.

Официальные власти по понятным причинам не особо откровенничают насчет результатов российских атак. Но по косвенным признакам видно, что за последние пару лет ПВО стала работать значительно эффективнее: атаки на гражданскую инфраструктуру продолжаются, но без тех катастрофических последствий, что два года назад.

Украина атакует российский бюджет

Свои атаки по украинской гражданской инфраструктуре Кремль поясняет местью за то, что украинские ракеты и беспилотники все чаще поражают цели в российском тылу. Например, в оккупированном Крыму украинские военные систематично и настойчиво атакуют системы ПВО и радиолокационные станции, а также инфраструктуру системы навигации ГЛОНАСС.

Еще интереснее раскручивается история вокруг российских нефтеперерабатывающих заводов: словно по графику украинские дроны атакуют НПЗ, размещенные в полосе, которая с юга ограничена Северным Кавказом, с севера — Балтикой, а с востока — Уралом. В итоге, по самым скромным оценкам, украинские глубокие удары вывели из строя около 21% российских мощностей нефтепереработки. Как следствие, во многих регионах появились дефицит горючего и очереди на АЗС.

Удары по российским нефтепеработке и нефтепроводам, как поясняют в Киеве, — это и есть реальные санкции против российского нефтяного экспорта — как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Ну а блокирование нефтеэкспорта означает системный подрыв возможностей российского государственного бюджета.

В Москве не скрывают своего острого раздражения тем фактом, что украинское командование нащупало болевую точку — удары по нефтеэкспорту и нефтепереработке. Об этом в своем свежайшем телевизионном выступлении дал понять Владимир Путин. И пообещал подвергнуть атакам украинскую энергетику. Понятно, он нервничал не только из-за горящих НПЗ.

Многообещающий изначально визит Путина в КНР на празднества по поводу 80-летия победы во Второй Мировой войне оказался обидно легковесным по части результатов.

Наиболее громким событием визита в КНР стал меморандум, который 2 сентября «Газпром» подписал по поводу перспектив строительстве нового газопровода в КНР. Хотя там обозначена мощность проекта в 50 млрд кубометров в год, но этот меморандум пока что никого ни к чему не обязывает. Так как впереди еще переговоры об условиях поставок. Единственное реальное соглашение — об увеличении поставок «Газпромом» еще на восемь млрд кубометров в год по существующему газопроводу «Сила Сибири 1» и будущему маршруту с Сахалина.

Если анонсированные планы реализуются, то через шесть-семь лет «Газпром» почти втрое увеличит поставки в КНР с нынешних 38 млрд кубических метров в год. Вот только автора смущает тот факт, что российские поставки газа могут через шесть-семь лет занять более сорока процентов потребностей КНР в нем. Это анонсируется уже сейчас. Пекин вряд ли решится на столь глубокую привязанность к одному источнику природного газа. А потому резонно отнестись к тем планам максимально скептически.

И все же, налицо процесс формирования «оси зла» и ее цементирования все более сильными экономическими связями. Журналисты начинают регулярно спрашивать того же американского президента: а не беспокоит ли того этот процесс?

Еще одно предупреждение Трампа

На своей пресс-конференции 2 сентября Дональд Трамп заявил, что он «очень разочарован» президентом России Владимиром Путиным. И что он, Трамп, будет «делать что-то, чтобы помочь людям жить» в условиях продолжающейся войны на Украине. И это еще самые внятные месседжи из того, что американский президент озвучил в тот день.

О своем разочаровании «другом Владимиром» Трамп говорил еще пару месяцев назад, поясняя причины объявленного тогда дедлайна. С той поры состоялась его встреча на Аляске с Путиным в середине августа и еще много чего еще. Но пока зайти дальше посулов — размахнуться и ударить экономически Трамп не рискнул. Да, он согласился поставить Украине еще боеприпасов и вооружений за европейские деньги, но не более того.

Чтобы получить более сильные переговорные позиции, Кремль хотел подойти к началу осени с букетом внушительных территориальных приобретений, но не сложилось. Начальник российского генштаба Валерий Герасимов расписывать итоги «успешной наступательной кампании» в своем опубликованном открыто отчете? Украинский генштаб заявил, что кампания та завершилась фактически ничем.

Украинский Генштаб напомнил, что российские войска не получили полного контроля ни над одним крупным городом с начала года, зато в боях на востоке Украины потеряли почти 210 тысяч своих солдат убитыми и ранеными.

В целом ситуация выглядит отчасти патовой. С одной стороны, российская армия разменивает тысячи своих солдат на считанные метры продвижения, а ее экономика начинает постепенно деградировать — и в результате санкций, и в результате глубинных ударов украинских дронов и ракет. С другой стороны, Украина получает в час по чайной ложке вооружения и других ресурсов, да еще и санкции против РФ выглядят удручающе дырявыми и вялыми. А все потому, что западно-европейские лидеры все еще панически боятся проигрыша РФ и, как следствие — истерической реакции Путина.

Напряжение нарастает настолько, что российские спецслужбы пытаются изменить игру террористическими актами против украинских политиков.

Эхо Майдана

30 сентября Украину облетела новость о заказном убийстве известного украинского политика Андрея Парубия. Наемный убийца расстрелял его из пистолета просто на львовской улице. Парубий принадлежал к оппозиционной партии «Европейска солидарность» и входил в один из ключевых парламентских комитетов — по обороне и безопасности. В предыдущем составе парламента он был спикером. Однако ввиду того, что пропрезидентская партия «Слуга народа» при избрании действующего парламента получила в нем монобольшинстово, роль парламентской оппозиции последние шесть лет остается не слишком завидной.

Максимум, что оппозиционные парламентарии умудряются делать в таких условиях — предавать огласке проколы действующей власти. И таким образом давить на правящую коалицию, подталкивая к более рациональным и прозрачным действиям. То есть убийство Парубия никак не могло сломать политические балансы.

Более того, в связи с гибелью Андрея Парубия в парламент может войти следующая по партийному списку Татьяна Черновол. Она является очень ярким общественным деятелем и действующим боевым офицером. С точки зрения громкости и остроты она намного активнее Парубия, хотя тот во времена Майдана в 2014 году руководил там системой самообороны. И эта разница в публичности навряд ли порадует провластных политиков в украинском парламенте.

Украинские правоохранительные органы практически молниеносно вышли на след подозреваемого. И уже через пару дней стало известно его имя. И даже стали известны его мотивы. Якобы его завербовали российские спецслужбы, воспользовавшись тем, что у подозреваемого два года назад погиб сын, причем тело его осталось на оккупированной территории.

Единственным хоть сколько-нибудь рациональным объяснением мотивов российских спецслужб могло быть сочетания двух обстоятельств. Во-первых, у высокопоставленного в прошлом Парубия не было личной государственной охраны, хотя по должности он имел на нее право.

Во-вторых, Андрей Парубий внес колоссальный личный вклад в строительство институций украинского государства. Достаточно вспомнить, что именно он практически за ручку провел закон об украинском языке и немало способствовал получению Томоса Православной церковью Украины. То есть он был яркой, символичной, но, увы, не особо защищенной целью.

Да и ликвидация московского влияния на Украину продолжается, несмотря на гибель одного из архитекторов этого процесса.

К примеру, в конце минувшей недели Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести инициировала судебный иск о прекращении деятельности Украинской православной церкви (Московского патриархата). Уже довольно давно действует законодательство, которое требовало запрета УПЦ(МП), поскольку эта церковь аффилированна с московской Русской православной церковью (РПЦ) — религиозной организацией страны-террориста.