Европейские политики высокого ранга пока неохотно комментируют решение Трампа приостановить военную помощь Украине. Из лидеров стран однозначно высказались пока только премьер-министры Польши и Чехии. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль между тем утверждает, что помощь от США продолжается.
После перепалки с Зеленским, которая произошла несколько дней назад в Овальном кабинете Белого дома, президент США приостановил военную помощь Украине, пока Киев не продемонстрирует, по словам Дональда Трампа, «приверженность миру». Это вызвало активные обсуждения в СМИ, но официальные лица пока преимущественно молчат или высказываются обтекаемо.
Оливер Кэрролл, корреспондент Economist, со ссылкой на свои источники в Украине отмечает, что пока что никаких перемен не наблюдается.
«Военная политика Трампа ограничивается заявлениями в СМИ. По предварительным данным, не произошло никаких изменений в обмене разведывательными данными или в любом другом ключевом аспекте военной поддержки Украины со стороны США», — написал он в X.
Примерно в том же духе говорил во время пресс-конференции и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль: «Помощь от США продолжается. И вся помощь, которая была расписана по пакетам прошлой администрацией, дошла до Украины. По состоянию на вчерашний вечер у нас нет информации, что что-то было остановлено. По состоянию на вчерашний вечер мы всю помощь получили».
По данным Bloomberg, решение коснется всего американского военного оборудования, не доставленного в Украину, включая оружие, находящееся в пути или ожидающее транзита через Польшу.
Пока непонятно, как именно отразится решение Трампа на поставках вооружений Киеву и скольких единиц оно коснется.
Как отмечает корреспондент Би-би-си в Киеве Святослав Хоменко, зависимость Украины от американских военных поставок является критичной лишь по нескольких пунктам, главный из которых — системы ПВО и ракеты к ним. А это значит, подчеркивает корреспондент Би-би-си, что украинские города в случае приостановки военной помощи будут менее защищенными от российских ракет.
США
Естественно, в республиканском лагере реакция иная.
А Джей Ди Вэнс, вице-президент США, уже скептически высказался по поводу вероятности замены американской военной помощи европейской: «Давайте прямо: есть много стран, которые вызвались поддерживать [Украину], лично или публично, не имея ни боевого опыта, ни военного оборудования, которые бы позволили сделать что-то значительное».
В своем аккаунте в X Вэнс опубликовал отрывок из интервью, которое он дал накануне телеканалу Fox News. Там он говорит о снабжении Украины оружием:
Великобритания
В пресс-службе также напомнили о британских мерах поддержки Украины: обязательстве оказываться помощь не менее 3 мрлд фунтов в год, кредите в 2,26 млрд фунтов под доходы от замороженных российских активов и экспортном финансировании производства зенитных ракет на сумму в 1,6 млрд долларов (последние две меры были объявлены соответственно в субботу и воскресенье).
Франция
Польша
Чехия
Дания
Венгрия
Еврокомиссия
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не комментировала действия Трампа, но заявила на пресс-конференции, что подготовлен план, который позволит странам Евросоюза вложить около 800 млрд евро в наращивание военных возможностей и развитие оборонной промышленности.
Большую часть из этой суммы, 600 млрд евро, планируется изыскать за счет смягчения ограничений на дефицит бюджета (не более 3% ВВП) и госдолга (не более 60% ВВП) для стран-членов ЕС (несколько из них, например Франция, и так не соблюдают эти ограничения). Эта мера применялась, в частности, во время пандемии Covid-19.
Кроме того, 150 млрд Еврокомиссия готова предоставить странам в виде кредитов на совместные закупки в таких областях, как системы ПВО и артиллерия, сказала фон дер Ляйен. Это позволит делать закупки по более выгодным ценам.
Странам ЕС также позволят направлять на оборонные нужды европейские субсидии, направленные на выравнивание диспропорций в экономическом развитии государств (это механизм перераспределения средств от более богатых стран к более бедным).
Евросоюз также поможет привлечь частное финансирование, например, через Европейский банк реконструкции и развития.
Украина
Позднее в комментарии Reuters Мережко заявил, что остановить помощь сейчас — значит помочь Путину, и по Украине нанесен «психологический удар».
«Кажется, что он толкает нас к капитуляции, то есть к принятию требований России», — считает Мережко.
Он сравнил приостановку помощи с Мюнхенским соглашением 1938 года, когда нацистской Германии было разрешено аннексировать часть Чехословакии.
«Это хуже, чем Мюнхен, потому что там хотя бы не пытались представить Чехословакию агрессором, а здесь пытаются обвинить жертву в агрессии — это крайне опасно», — отметил он.
Россия
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Безусловно, еще предстоит узнать детали. Но если это соответствует действительности, то это решение, которое действительно может сподвигнуть киевский режим к мирному процессу».
Генри Зеффман, политический корреспондент Би-би-си:
Сегодня утром стало ясно, что решение президента Трампа о военной помощи не изменило стратегию Великобритании в Украине.
Как мы наблюдали вчера в Палате общин, когда депутаты от разных партий выстраивались в очередь, чтобы похвалить стратегию сэра Кира Стармера, эта стратегия имеет широкую поддержку по всему политическому спектру.
Но насколько глубока эта поддержка? Это нам предстоит выяснить.
Премьер-министр может сколько угодно обещать сделать все возможное, чтобы примирить президентов Трампа и Зеленского. Но для того чтобы быть мостом между двумя странами, Стармеру со временем нужно будет продемонстрировать, что у него есть влияние на обоих концах этого моста.
Во время его вчерашнего выступления в парламенте премьера спросили про публикации в американских СМИ о том, что Трамп рассматривает возможность отозвать военную помощь. Стармер тогда ответил, что, насколько он понимает, позиция США не такая. Очевидно, что он ошибался.
Стармер может пережить подобные конфузы, если его стратегия принесет плоды. А если не принесет, если временная пауза в поставках окажется постоянной, если гарантии безопасности от США так и не появятся, то вопросы о жизнеспособности подхода Стармера к Украине сменятся более фундаментальными вопросами о жизнеспособности трансатлантического союза.