Русский

Калев Ваппер: Таллинн очень умело использовал олимпийскую регату

45 лет назад, 22 июля 1980 года в Таллинне началась олимпийская парусная регата. Калев Ваппер освещал регату в качестве телекомментатора Он видел не только сами соревнования, но и стоявшую за ними организационную машину.

Поскольку многие страны бойкотировали Олимпиаду в Москве, регата прошла в скромном составе. Были представлены 23 страны. Под флагом своей страны выступили спортсмены 17 государств. Участвовали 154 спортсмена и 83 яхты.

«Были и такие страны, которые обычно не участвуют в парусных соревнованиях или, если участвуют, то показывают слабые результаты. Специально привезли яхтсменов из Зимбабве, Гватемалы и с Кубы. О них мир толком и не слышал, и уже здесь, в Таллинне, их учили ходить под парусом», – рассказал Ваппер.

По его словам, ко времени проведения Олимпийской регаты Таллинн радикально изменился. «Многого из того, к чему мы привыкли в Таллинне, просто не было бы. В этом смысле регату тогда очень умело использовали, чтобы привлечь инвестиции и средства, которые шли из Москвы, – отметил Ваппер. – Одной из самых важных было решение проблемы сточных вод в Таллинне. Раньше они просто стекали в Таллиннский залив под Кадриоргом. Но тогда построили очистную станцию на Пальяссааре, и проблема была решена».

Ваппер также рассказал, что в Старом городе Таллинна покрасили сотни зданий. «Их не красили лет 50. В каком-то смысле это были потемкинские деревни – фасады покрасили, а сами дома не отремонтировали. Снаружи смотрелось красиво», – вспоминает он.

Хорошо известны построенные к Олимпиаде объекты – Горхолл, главпочтамт, аэропорт, телебашня и, конечно, гостиница «Олимпия». «Там останавливались важные гости. Строительство этой гостиницы было знаковым. Это была первая современная высотка в Таллинне. Чтобы вид из окон «Олимпии» был еще презентабельнее, перед зданием возвели жилые дома, чтобы они скрыли лачуги на Тартуском шоссе.

«В гостинице «Олимпия» была очень важная вещь – скоростной лифт. Люди специально приходили на нем кататься. Было такое ощущение, что взлетаешь и проваливаешься. Такого лифта в Эстонии больше нигде не было», – сообщил Ваппер.

Помимо зданий построили и инфраструктуру, например, Пирита теэ. «До этого там была обычная двухполосная дорога. Я, как парень из Пирита, хорошо помню, что в детстве Пирита был настоящей деревней. Привычным был вопрос: «А в город поедем?» С приближением олимпиады дорогу пришлось расширить, и на самом деле та часть, которая находится от старой дороги – нынешней велодорожки – в сторону моря, была насыпана. Насыпной материал брали из ласнамяэской канавы. До этого волны буквально били в окна автобусов», – вспоминает Ваппер.

В Пирита построили также гостиницу и спортивный комплекс с 632 местами для спортсменов, тренеров и официальных лиц. Там же была столовая олимпийской деревни, где предлагались по тем временам настоящие деликатесы.

«Рядом находился пресс-центр, ежедневно рассылавший пресс-релизы, включая информацию о том, что едят спортсмены разных стран. Писали, что сборная Советского Союза ест больше всех. На самом деле они ели не так много, просто уносили вкусности в полиэтиленовых пакетах своим родственникам в городе», – рассказал Ваппер.

В олимпийском центре должна была быть и церковь. «Это первая, и, думаю, единственная церковь, построенная в условиях Советского Союза. Там были представлены все конфессии, и проводились разные богослужения. Сейчас в этом здании до сих пор действует приход», – добавил Ваппер.

К олимпийской регате было привлечено огромное число работников. «Я думаю, что по соотношению участников к работникам Таллиннская олимпийская регата заслуживает места в Книге рекордов. На 154 спортсмена было 9000 всех организаторов и выступающих. Сейчас титульные соревнования по парусному спорту проводятся десятком человек. Тогда нужно было продемонстрировать, какие мы молодцы и как масштабно умеем все организовывать. Показательным стало то, что для одного олимпийского вида спорта был построен целый центр», – констатировал Ваппер.