Дедлайн, который назвал Трамп Путину, почти исчерпан, но в Киеве поводов для радости пока не усматривают. Скорее готовятся к попыткам Москвы громко хлопнуть дверью. Страны ЕС начали оплачивать поставки американского оружия Украине в рамках новой схемы. Попытка подчинить украинские антикоррупционные органы властной вертикали провалилась, хотя ее инициаторы сохранили лицо, пишет украинский журналист Олександр Крамаренко.
Помните, как неделю назад Дональд Трамп резко сократил свой пятидесятидневный дедлайн для Путина до десяти дней, чтобы РФ прекратила войну уже к 8 августа? Так вот с того момента лишь три дня прошло до той кошмарной атаки на Киев, которая унесла жизни 31 мирного жителя украинской столицы. В том числе, в ту ночь погибли пятеро детей. Кроме этого, были ранены 159 человек, в том числе -16 детей.
В ту ночь с 30 на 31 июля российские войска атаковали Украину 309 тяжелыми беспилотниками и восемью крылатыми ракетами «Искандер-К» наземного базирования. Основным направлением атаки был именно Киев. Воздушные силы Украины сообщили после налета о прямых попаданиях пяти ракет, из которых одна попала в жилой дом в Киеве, а также 21 ударного беспилотника в 12 локациях. Еще были отмечены падения частей сбитых беспилотников в 19 локациях.
Эта атака выглядела как акция устрашение: например, то самое попадание в жилой дом, которое привело к многочисленным жертвам, оно случилось посредине большого жилого квартала. Там в окрестностях точки прилета нет ничего, кроме множества жилых многоэтажек.
И через несколько дней после этих событий, 4-5 августа, как-то очень внезапно начали распространяться слухи, о том, что Путин к завершению дедлайна Трампа готов предложить так называемое «воздушное перемирие».
Перемирие по-путински
Идея эта совершенно не нова: не далее, как в марте нынешнего года в ответ на призывы американского президента прекратить войну, которые подкреплялись обещаниями закрутить санкционные гайки, Москва начала имитировать склонность к переговорам.
Мы отлично помним, что это так называемое «энергетическое перемирие» ничем не закончилось. Его идея состояла в том, чтобы взаимно отказаться от ударов по объектам энергетики. Так вот то перемирие закончилось ничем: РФ продолжала атаковать украинские города, а также энергетику. К примеру, в марте случилось минимум полдюжины атак дронами числом более сотни за сутки и один массированный налет с применением вдобавок к дронам еще и ракет.
То якобы перемирие закончилось в мае, а дальше Кремль только наращивал масштабы воздушных атак. Более 500 средств нападения за ночь — этот рекорд был поставлен в июле, а всего за этот месяц по Украине использовали 3800 тяжелых беспилотников, 260 ракет разных типов, включая 128 баллистических. В среднем на день это выходит 120 беспилотников и восемь ракет? Так это превышает наибольшие по масштабам воздушные налеты в марте.
Весной эксперты озвучивали такую мысль, что протолкнуть идею с «энергетическим перемирием» Путин пытался, чтобы спасти свою «нефтянку». Причины опасаться у него были: украинские военные уж очень успешно начали своими беспилотниками атаковать нефтеперегонные заводы и нефтеперевалочные терминалы в глубине российской территории.
Что было логично: лишить российских военных горючего, а российский милитаризованный донельзя бюджет денег — это была очень толковая идея. Тогда Путин пытался обменять безопасность для своей нефтянки на неприкосновенность украинской энергетической системы. Но, как видим, Путин не удержался — и так называемое «энергетическое прекращение огня» провалилось.
Сейчас ходят упорнейшие слухи: дело идет к тому, что Путин попытается в ответ на требования Трампа положить на стол предложение, рамках которого РФ останавливает воздушные атаки по украинской территории, а Украина тоже прекращает удары в глубину. А вот сухопутные операции это соглашение не затрагивает.
С точки зрения интересов Путина, абсолютно богатая идея: украинские военные не смогут доставать очень ценные для российского ВПК точки в глубине РФ, а ползучая война на земле продолжится. Тем более, что украинская армия сейчас, увы, постепенно отходит под Покровском, что на западе Донецкой области. Причина? Острая нехватка современных вооружений, читай — последствия приостановки активной военной помощи.
Избранную Путиным стратегию в Киеве расценивают как блатной наезд: дескать, соглашайтесь на наши нынешние предложения, потому что следующие будут для вас еще хуже. В этом Путин блефует, конечно, как и в том, что пытается выдать «воздушное перемирие» за добрый жест, хотя это жест для РФ — вынужденный.
У СБУ и ГУР — свои санкции
По части глубинных ударов между собой соревнуются две украинские спецслужбы — Служба безопасности Украины (СБУ) и Главное управление разведки (ГУР). Из совсем недавних достижений — атаки на Рязанский и Новокуйбышевский (около Самары) НПЗ, состоявшиеся 2 августа. Это не первые атаки на эти два предприятия. И это удары на глубину в сотни километров, а то и до полутора тысяч в некоторых случаях.
Очень похоже, что те два НПЗ все-таки добьют — уж очень были зрелищными результаты ударов украинскими дронами по ключевым установкам. Напомним, что поставки оборудования для подобных предприятий находятся под санкциями.
Украинские военные хорошо осознали идею — если у тебя нет инструментов для массированных атак, играй в стратегию «множества порезов». Атакуют НПЗ и нефтеперевалочные мощности — страдают от дефицита горючего не только экономика РФ, но и российская армия. И надо сказать, такие удары куда эффективнее беззубых санкций против российской нефтянки — вроде ценового потолка при продаже российской нефти.
Атаковали Невинномысский комбинат «Азот» — не потому, что там азотные удобрения делают, а из-за того, что предприятие изготавливает полуфабрикаты для производства взрывчатки.
Точечно выбивают предприятия электроники, от которых крайне зависимы производства дронов и ракет разных типов. Киеву придется довольно сильно аргументировать перед Трампом идею о том, что ему не фальшивое «воздушное перемирие» от Путина требуется, а новые поставки вооружений от Европы и США, а также больше финансовой поддержки. Москва столько раз показала нежелание останавливать войну, что уже до всех партнеров Украины дошла мысль, что Путина можно к миру только принудить силой — санкциями против РФ, а также поддержкой Украины деньгами и оружием.
Шапкозакидательских настроений в Киеве нет. Да, Путин может в очередной раз поднять ставки, сотворив что-то уж совсем людоедское. Но этого откровенно боялись пару лет назад. Сейчас в ответ на нарастающую угрозу лихорадочно ищут инструменты для противодействия ей.
Просто. Дайте. Оружия
Очень похоже, что тактика Трампа «Европа должна сама платить за свою безопасность» — начала работать. Эта мысль как-то начала особенно пышным цветом прорастать под влиянием увеличивающейся агрессии в риторике Путина и его свиты.
Усиливать военный потенциал Украины за счет общих денег ЕС пока не особо удается. Одну из таких программ весом более шести млрд евро заблокировал Будапешт. Просто из вредности. Ну, что же, государства ЕС начинают действовать более мелкими группами, а то и в одиночку.
Уже реализуется Германией проект, в рамках которого она передает Украине две дополнительные системы Patriot из собственных запасов. Одновременно за собственный счет Берлин заказывает новые системы этого комплекса у США взамен поставленных Украине.
На минувшей неделе стало известно о первой серии вооружений, поставляемых из США за счет средств европейских стран в рамках инициативы «Перечень приоритетных потребностей Украины» (Prioritized Ukraine Requirements List — PURL). В рамках этого дополнительного проекта обещано поставлять Украине остро необходимые вооружения и технику максимально быстро.
И проект PURL действительно стартовал очень бодро: 4 августа стало известно о первом таком пакете на сумму более полумиллиарда долларов, профинансированном Нидерландами. На следующий день, 5 августа, стало известно, что второй такой пакет профинансируют на полмиллиарда долларов вскладчину Дания, Норвегия и Швеция.
И это — не единственный проект поддержки Украины, появившийся буквально со вчера на сегодня. Киев договаривается с западными соседями о развертывании на их территории производств, которые будут снабжать украинскую армию и украинских производителей вооружений. В интервью агентству «Интерфакс-Украина» заместитель председателя PGZ (Польская оружейная группа — Polska Grupa Zbrojeniowa) Ян Грабовский заявил о стремлении сотрудничать и помогать украинцам и украинскому оборонно-промышленному комплексу (ОПК). Украина рассчитывает в этом сотрудничестве обезопасить свои производства, выведя их частично за рубеж. Польша, похоже, заинтересована в украинских технологиях, которые ежедневно проверяются военными на поле боя.
Такое впечатление, что отношения между европейскими соседями и Украиной резко потеплели после 31 июля, когда украинский парламент — Верховна Рада, вернул двум антикоррупционным органам утраченную было ими независимость.
Главное — исправлять вовремя
В последний день июля украинские депутаты проголосовали за закон, которым восстановили независимость двух антикоррупционных органов — Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). В ответ депутаты и украинский президент тут же получили аплодисменты от послов стран G7.
Вот так закончился «картонный Майдан», как в Украине назвали те мирные митинги, которые проходили почти под стенами офиса президента. Там больше недели звучали призывы вернуть НАБУ и САП независимость, отнятую законом, который был спешно проголосован 22 июля. Почему Майдан именно что картонный? Да потому, что у демонстрантов в руках были импровизированные плакаты — куски упаковочного картона с хлесткими надписями.
Сейчас к действиям этих двух структур приковано внимание и в Киеве, и в Брюсселе. В производстве НАБУ и САП находится немало жестких и громких дел, включая коррупционные истории в связи с выполнением подрядов на поставки Силам обороны Украины. Похоже, НАБУ и САП придется доказывать, что независимость для них выбивали не напрасно.