Россия пытается повторить в Украине сценарий ноября-декабря 2022 года — отключения электроэнергии из-за воздушных атак. Но на этот раз под атаками еще и газовая инфраструктура. Также от налетов страдают пассажирские поезда и вокзалы. Украинские военные атакуют российскую нефтепереработку и военные заводы, рассказывает украинский журналист Олександр Крамаренко.
То, что происходит именно на фронте, исчерпывающе описывается цифрой «51 квадратный километр» — именно столько смогли дополнительно оккупировать российские войска за минувшую календарную неделю, с утра 29 сентября по утро 6 октября. И это примерно на одну пятую меньше, чем было оккупировано на предыдущей неделе — с 22 по 28 сентября. Таковы данные независимого OSINT-проекта DeepState.
Наиболее жесткие столкновения идут на смежных направлениях на западе Донбасса. Это так называемое покровское направление — чуть восточнее города Покровск на западе Донецкой области. А также так называемое новопавловское направление- оно расположено чуть южнее покровского, там, где стыкуются административные границы сразу трех областей — Запорожской, Днепропетровской и Донецкой. Третье из наиболее горячих направлений — Купянское, что на крайнем востоке Харьковской области.
При этом идут ожесточенные бои, и местами украинским войскам удается даже переходить в успешное контрнаступление. И это фактически в последние дни перед тем, как опадет листва, после чего станет крайне затруднительным использование прежней российской тактики — просачивание мелкими штурмовыми группами.
Правда, одновременно усложнится и использование самых эффективных средств противодействия таким штурмам — небольших тактических дронов-камикадзе.
Атака на Львов
Самая жесткая за первые семь дней октября воздушная атака на Украину произошла в ночь с 4 на 5 октября. Российская армия использовала 549 единиц оружия, включая 496 беспилотников, среди которых было примерно поровну ударных, а также разведовательных и «обманок».
Кроме того, выпустили две аэробалистических ракеты «Кинжал», 42 крылатых ракеты наземного и воздушного базирования — Искандер-К и Х-101, девять крылатых ракет «Калибр» морского базирования. В основном атаке подвергалась Львовская область и, собственно, Львов. Хотя удалось сбить и подавить 439 беспилотника, одну аэробалистическую ракету «Кинжал», 32 крылатые ракеты Искандер-К/ Х-101 и шесть крылатых ракет «Калибр», региону был нанесен существенный ущерб. Как сообщали украинские военные, все же были зафиксированы прямые попадания восьми ракет и 57 ударных беспилотников на 20 локациях, а также падение сбитых на шести локациях.
В ту ночь из-за воздушной атаки опаздывали поезда и происходили аварийные отключения электроэнергии на западе Украины.
Наиболее сильно пострадал индустриальный парк Sparrow в пригороде Львова, он фактически перестал существовать, тушение пожара заняло около десяти часов. Тот индустриальный парк создавался частной компанией Sparrow Industries в 2021-2025 годах на территории в 18 гектаров. Как отметил мэр Львова Андрий Садовый, «Спарроу Парк Львов» является сугубо гражданским объектом и не имеет ничего общего с военным производством».
Известно, что наибольший ущерб в связи с атакой на индустриальный парк понесла польская компания LPP — владелец, в частности, брендов Reserved и Sinsay. К слову, LPP заявила, что уничтожение склада не повлияет на ее работу и планы в Украине.
Помимо индустриального парка, пожары были отмечены и в самом Львове, примерно на полдня была приостановлена работа городского общественного транспорта.
Но почему именно Львов?
Энергетический террор Путина
Наиболее вероятной причиной атаки именно на Львов является, по мнению ряда украинских экспертов, совпадение трех обстоятельств. Первое — банальная пропагандистская цель: назвать Львов столицей националистического движения и атаковать ее. Второе — Львовская область является сосредоточием крайне важных объектов газовой инфраструктуры. Третье — регион принял огромное количество внутренне перемещенных лиц из прифронтовой зоны на востоке страны. Атака на Львовскую область могла иметь целью запугивание — дескать, безопасно не будет нигде.
Версию о том, что львовский индустриальный парк использовался для размещения оборонных производств в Украине все хоть сколько-нибудь осведомленные люди считают не заслуживающей даже обсуждения. Потому что такие производства тщательно рассредотачиваются и прячутся, а не собираются в одну кучу.
Так что среди причин атаки именно на Львов наиболее достоверной выглядит версия об атаке на энергетику. Вот тут стоит напомнить, что Украина пережила уже не одну волну атак на ее энергетику — началось все осенью 2022 года. Потому зима 2022/23 годов для украинской энергетики была неимоверно сложной. А вся страна жила примерно до середины февраля в режиме плановых веерных отключений. За последующие полгода большая часть разрушенного в системе передачи электроэнергии была восстановлена. И зиму 2023/24 года Украина провела почти без отключений.
Но весной 2024 года РФ начала новую волну энерготеррора — атаковали уже тепловые электростанции. Большая часть тепловых энергоблоков была повреждена. Но тут как раз очень вовремя подоспели поставки эффективных американских и европейских систем ПВО. Да еще и украинские энергетики очень активно поработали над восстановлением поврежденных энергоблоков и трансформаторных подстанций. И потому зима 2024/25 годов прошла для украинской энергосистемы довольно спокойно. Но уже тогда начались атаки на газовую промышенность. Российские ракеты и дроны атаковали объекты
газодобычи, прежде всего. По этой причине Украине пришлось резко нарастить импорт газа.
В 2025 году налицо микс — российские войска атакуют и газодобычу, и электростанции, и системы распределения газа и электроэнергии. Когда мы слышим в сводках об атаках на западные области страны — это почти наверняка атакуют именно энергетику.
Буквально 7 октября министр энергетики Украины Светлана Гринчук признала, что в начале октября газовой инфраструктуре был нанесен большой ущерб массовыми атаками со стороны российских войск. В частности, накануне атаки на Львовщину, в ночь на 3 октября российская армия нанесла крупнейший с начала полномасштабной войны массированный удар по газодобывающим объектам в Харьковской и Полтавской областях на востоке страны — 60 дронов и 35 ракет, в том числе баллистических. В ночь с 6 на 7 октября под ударами были газонефтяные объекты и подземные хранилища газа во Львовской и Ивано-Франковской областях на западе страны.
Киев запрашивает сейчас у лидеров группы G7+ помощь — и в оборудовании для восстановления энергосистемы накануне отопительного сезона, и в системах ПВО для защиты гражданской инфраструктуры.
Еще одна новая особенность именно нынешних российских атак — идет целенаправленная охота за районными электроподстанциями и газораспределительными станциями в прифронтовых городах. То есть пытаются выбить узловые объекты, от которых идет электро- и газоснабжение местных потребителей.
Наверное, наиболее сильно атаки последних недель сказались на Черниговской области, что на севере страны — там с начала октября действуют графики веерных почасовых отключений электричества. И пока не ясно, когда энергетики смогу завершить восстановительные работы.
Энергетика — не единственная системная цель российских атак. С начала октября отмечены российские атаки на пассажирские поезда и вокзалы в прифронтовых регионах. Удивляться не надо — до сих пор поезда «Укрзализници» (госкомпания железнодорожных перевозок) возит пассажиров и в прифронтовой Харьков, и в совсем уж околофронтовые города вроде Шостки и Изюма.
И все же по сравнению с тремя предыдущими зимами многое изменилось: украинские военные вошли во вкус глубоких ударов по российским объектам, а украинская промышленность научилась изготавливать необходимые для этого ракеты и дроны.
В эту игру можно играть вдвоем
Если с начала нынешнего года украинские ракеты и дроны атаковали в российском тылу, в основном, супер-приоритетные цели вроде военных заводов, нефтебаз вблизи от границы и армейских аэродромов, то теперь номенклатура целей сильно расширилась.
Продолжаются атаки на нефтеперерабатыющие заводы и нефтеэкспортную инфраструктуру в РФ. Только за первые дни октября атакам подвергли несколько НПЗ. Под прицел попал пятый по размерам в РФ «Ярославнефтеоргсинтез» (Ярославль), принадлежащий компании «Славнефть». Был поставлен своеобразный рекорд — в 1400 км от украинской границы загорелся атакованный дальнобойными дронами «Орскнефтеоргсинтез» (Орск, Оренбургская область РФ).
Успешно атаковали и подожгли еще один из крупнейших российских НПЗ — «Киришинефтеоргсинтез» (Кириши, Ленинградская область). Авторы атаки в своем сообщении отметили, что это уже третья с начала 2025 года атака на этот завод.
И, наконец, абсолютный рекорд — в ночь с 6 на 7 октября был атакован Антипский НПЗ в Тюменской области, который находится на расстоянии около 2000 км от украинской границы. Не особо крупный завод, однако атака знаковая — украинские военные показали, что и за Уралом спрятаться не удастся.
Всего, по оценкам украинских спецслужб, почти 40% мощностей российских НПЗ уже простаивают. И, судя по дефициту горючего на гражданских АЗС и росту экспорта сырой нефти, так оно и есть на самом деле.
Но и российский военно-промышленный комплекс тоже не оставляют без внимания: в ночь с 6 на 7 октября был атакован завод по производству взрывчатки и боеприпасов на территории Нижегородской области РФ — «Завод им. Я.М.Свердлова» (Дзержинск).
Настоящими премьерами октября стали атаки на российские энергетические объекты в приграничных областях — Белгородской, Брянской и Курской. Конечно, и раньше украинские дроны «выносили» отдельные подстанции, чтобы, к примеру обесточить железную дорогу или военный завод. Но на этот раз пришли за Белгородской ТЭЦ, а также за ТЭЦ в городе Клинцы, что в Брянской области. Впрочем, обе снабжали российских военных.