Можно сказать, что между Украиной и Россией идет гонка воздушных ударов по энергетическим системам друг друга, пишет эксперт по безопасности Райнер Сакс.
Украинские дроны этой ночью атаковали в Котово близ Волгограда газоперерабатывающий завод, принадлежащий российской государственной компании Lukoil. Появились первые сообщения о крупном пожаре на объекте, где ежегодно перерабатывали свыше миллиарда кубометров природного газа.
Российская армия вчера дважды атаковала в Донецкой области фабрику по обогащению угля, продукция которой идет для украинских теплоэлектростанций. Можно сказать, что идет гонка воздушных ударов по энергетическим системам друг друга. И в отличие от прежних военных зим, в этом году Украина способна бросить России встречный вызов.
Ночью также сообщалось об ударе дронов российской армии по Одесской области.
Вчера вспыхнул очень крупный пожар на новосибирском электронном заводе. Сообщений об атаке дронов не появлялось, и ранее воздушные удары Украины до Новосибирска не доходили. За последние два месяца участились сообщения о масштабных пожарах на предприятиях, важных для оборонной промышленности, без привязки их к ударам, организованным украинской армией.
В Екатеринбурге введено ограничение розничной продажи одному покупателю: бензина — до 30 литров, дизельного топлива — до 70 литров. Если кому-то в Европе может показаться, что лимит по дизелю не так уж мал, то это заблуждение. В России расстояния, которые приходится преодолевать грузовикам, значительно больше, чем в Европе, кроме того, многие используемые в России грузовики потребляют существенно больше топлива, чем тягачи, выпускаемые под европейскими брендами. Если дефицит топлива дошел до Урала и Сибири, можно сказать, что в той или иной форме обычная хозяйственная деятельность нарушена во всех важнейших промышленных регионах России.
Российские угрозы в адрес США продолжаются
Стратегическая коммуникация США и Украины по теме ракет Tomahawk дает видимые результаты. Заместитель министра иностранных дел России Рябков пригрозил США весьма серьезными последствиями, если эти ракеты будут переданы Украине. Примечательно, что российский чиновник называет такую возможность пока гипотетической.
Председатель комитета Госдумы по обороне добавил, что ракеты будут сбиты, а также уничтожены их пусковые комплексы. Кроме того, депутат Госдумы счел нужным подчеркнуть, что к передаче ракет Tomahawk еще не приступили.
Речь идет, таким образом, об угрозах риторического характера и вполне обычных, которые звучали и до передачи Украине ракет ATACMS или Storm Shadow. С другой стороны, следует отметить, что Россия, в отличие от весны, больше не предпринимала существенных усилий, чтобы успокоить президента США. В этом плане встреча на Аляске изменила ситуацию.
Соглашение между Израилем и ХАМАС
Президент США первым официально заявил, что между Израилем и ХАМАС достигнута договоренность об обмене удерживаемых ХАМАС заложников на находящихся у Израиля арестованных палестинских боевиков. Боевые действия должны быть прекращены, а израильская армия должна отойти с большей части сектора Газа.
Это первый этап, а не окончательное мирное соглашение, однако можно полагать, что общие принципы итоговой договоренности к настоящему моменту приняты. Таким образом, можно сказать, что на этот раз стороны очень близки к прекращению боевых действий, но до тех пор, пока договоренности не вступили в силу, ничего не произошло.
Пока рано оценивать, как все это может повлиять на политику администрации США в отношении Украины. Очевидно, что в последний месяц США сосредоточили основное внимание на Ближнем Востоке.
Прекращение боевых действий в секторе Газа не означает, что одновременно будут урегулированы отношения Израиля с Ираном. На это, в частности, указали и бойцы хуситов в Йемене, осуществив атаку двумя дронами по югу Израиля, отражение которой не составило большого труда для израильской ПВО. Не урегулированы также отношения между Израилем и новым правительством Сирии.
О положении на фронтах
Темп наступления российской армии на фронтах уже четвертый день подряд остается выше, чем обычно в сентябре. О более масштабной эскалации говорить пока не приходится. По‑прежнему атакуют преимущественно небольшими пехотными подразделениями (5-20 человек), просто таких попыток несколько больше, чем прежде. В отдельных атаках пытались активнее задействовать бронетехнику, но, помимо растущих потерь, ничего не добились. Несколько выросла и активность тактической авиации и артиллерии.