Русский

РАЙВО ВАРЕ ⟩ Струсит ли Трамп или увеличит военную помощь Украине?

Война России и Украины требует нового хода, который приблизил бы её окончание, и прежде всего такой шаг может исходить из Вашингтона, пишет обозреватель Райво Варе.

Лето часто становится временем важных событий. Особенно август, на который в истории приходились судьбоносные конфликты. В Европе и на севере планеты это традиционно период отпусков, когда готовность ключевых политиков и государственных механизмов демократии принимать серьезные решения снижается. Мы сами не раз видели это и здесь: вспомнить хотя бы август 1914, 1939, 1991 или 2008 годов — все они были отмечены переломными событиями. Стоит ли ждать чего-то подобного и сейчас? Например, в украинской войне?

В июле Украина достигла ряда важных результатов в войне с российским агрессором. Даже Дональд Трамп, судя по всему, понял, что его собеседник из Кремля не заинтересован в прекращении войны, убеждён, что сможет истощить Запад во главе с США и в итоге победить, несмотря на реальное положение дел в российской экономике и обществе.

Наоборот — давление на фронтах лишь усилилось, а количество авиаударов по гражданским объектам и населению в украинском тылу продолжает расти. О многочисленных военных преступлениях по-прежнему предпочитают не упоминать.

Все чаще на Западе открыто говорят о том, что Кремль может готовиться к нападению на Европу — особенно в случае окончательной победы и подчинения Украины. Тем более, что при Трампе США пересматривают весь режим работы НАТО, включая перенос системы помощи Украине на плечи европейских союзников.

Президент Украины Владимир Зеленский недавно, можно сказать, сам себе выстрелил в ногу, поспешно протолкнув закон, который фактически подчинял органы по борьбе с коррупцией политическому контролю. Впрочем, под нажимом массовых протестов в Украине, а также всеобщего недовольства западных союзников и угроз сократить столь жизненно важную для Киева помощь, закон ему пришлось отменить.

Это, однако, не значит, что Европа прекратит помогать Украине — угроза российской агрессии очевидна. Тем более что и третья встреча представителей обеих воюющих сторон в Стамбуле показала: Россия не желает даже перемирия, которое позволило бы начать переговоры о мире. Даже президент Трамп, придерживающийся идеологии, основанной, скорее, на идеализированных представлениях о разделении сфер влияния конца XIX века и американской изоляционистской и агрессивной политике внешней безопасности и экономики, которая в данном контексте также поощряет заключение сделок с Путиным, уже не мог игнорировать нежелание Кремля прекращать войну.

Поэтому и появилось резонансное 50-дневное ультимативное требование Трампа к Путину завершить боевые действия, приуроченное к 3 сентября — восьмидесятой годовщине окончания Второй мировой войны. В это же время, к слову, по инициативе главного союзника Путина и главного оппонента Трампа — Си Цзиньпина — в Пекине пройдёт крупнейший военный парад, на который приглашен (и поедет) Путин. Приглашали и Трампа. Тот сам готовит саммит с Си, но пока неизвестно ни место, ни дата.

В конце месяца Трамп заявил о сокращении срока ультиматума. На момент написания статьи подробностей пока нет, но, по его словам, времени для Путина останется не 50, а всего 10–12 дней. Кремль намеренно отреагировал на более низком уровне, устами Дмитрия Пескова: боевые действия будут продолжаться ради достижения целей.

Что произойдет дальше? Снова ли случится случай TACO (Trump Always Chickens Out — «Трамп всегда в последний момент отступает»)? Или Трамп, напротив, резко увеличит объёмы военной помощи Украине, чтобы вынудить Россию пойти на прекращение войны?

Так или иначе, США вскоре утвердили пакет военной помощи Украине на 330 миллионов долларов, из которых 180 миллионов направлено на столь необходимое Киеву усиление ПВО, и 150 миллионов — на вооружение для фронта. Этому предшествовала еще одна поставка оружия стоимостью 322 миллиона.

Кроме того, комитет по вопросам обороны Сената США одобрил пакет Ukraine Security Assistance Initiative (USAI) на полмиллиарда долларов, рассчитанный до 2028 года, предусматривающий, в частности, отказ от списания штурмовиков A-10 с расчетом на возможную передачу их Украине.

Однако новые пакеты помощи формируются уже по новой схеме, предложенной Трампом: помощь становится платной. Украина будет получать вооружения или через прямые закупки, или через так называемые замещающие поставки, при которых союзники по НАТО отправляют оружие из своих складов, а взамен закупают новое в США. Как на эту схему повлияет анонсированная массивная закупка европейцами американского оружия в рамках недавнего торгового соглашения, покажет время.

При этом до июля поставки шли ещё как продолжение решений, принятых при Джо Байдене в предыдущем сезоне. При этом Трампу «в наследство» осталась программа Presidential Drawdown Authority (PDA), по которой оборонная продукция на сумму 3,85 миллиарда долларов так и не была поставлена.

Напомню, что из 68-миллиардного пакета помощи, одобренного по инициативе Байдена и долго заблокированного в конгрессе спикером Джонсоном с санкции Трампа, средства были распределены по трем направлениям. Первое — собственно PDA (34 миллиарда долларов), то есть_ поставка вооружений напрямую с армейских складов. Второе — USAI (33 миллиарда долларов), что предусматривает финансирование новых закупок и производства оружия для Украины. Третье — миллиард долларов по программе Foreign Military Sales (FMS), что предусматривает закупки оружия по выбору самой Украины — по этому каналу поступила последняя большая партия вооружений.

Однако в итоге не было поставлено продукции на 29 миллиардов долларов — попросту не успели поставить. Эксперты отмечают, что с момента одобрения суммы до поступления оружия в Киев в среднем проходит до 42 месяцев, так что не вся техника, заказанная ещё в начале войны, реально была поставлена или, как это неожиданно сделал министр обороны Пит Хегсет, 1 и 11 июля была перенаправлена на другие цели.

В итоге приходится признать: военная помощь США Украине сейчас продолжается по уже согласованной инерции. Скорее всего, и в дальнейшем речь пойдет о пакетах на сотни миллионов, но этого недостаточно для перелома на фронте и существенного давления на Россию. Запущенная сейчас НАТО программа по замещающим поставкам (Pass the Parcel — «Передай посылку») также не способна в нынешнем виде изменить ситуацию — максимум даст Украине время.

Для того чтобы что-то по-настоящему изменилось, требуется новый ход. Совершит ли его Трамп, если Путин отклонит ультиматум, — резкий шаг Вашингтона? Хотелось бы в это верить, однако важно обращать внимание не только на заявления, но прежде всего на реальные решения и их исполнение.