Длинная береговая линия с желтым песком — отличное место, чтобы позагорать в солнечную погоду и искупаться. Хоть это место всегда находилось у моря, его потенциал для отдыха оценили в историческом плане всего сто лет назад, до этого здесь было монастырское предместье и рыбацкие деревни.
«Надо сказать, что монастырь у нас с 15-го века функционировал, не очень долго — в 16-м веке пришла Реформация. Рыбацкая деревня при нем действительно имелась в позднее Средневековье, называлась Мариенталь — на немецком «земля девы Марии», позже место стало называться Пирита или Биргитовка по-русски. И если смотреть по газетным публикациям, то потихоньку таллиннцы начали открывать для себя это как место отдыха на рубеже 19-20 столетий», — рассказал краевед Йосеф Кац.
Еще Петр I начал активно развивать Кадриорг, и он выходил к морю, где раньше и купались горожане. В отличие от Нарва-Йыэсуу, на таллиннских пляжах не было специальных водных повозок с большими колесами. В принципе устройство пляжей не сильно отличалось от сегодняшнего, сильно отличались лишь купальные костюмы.
«До Первой мировой войны Ревель был в списке курортных городов империи, но не в Пирита ездили, а в Екатериненталь — Кадриорг. А что касается Пирита, то устье реки — это колыбель эстонского нудизма. И в газетах встречаются фельетоны, что голый голому кричит, голый к голому спешит!» — поведал Кац.
С развитием города и порта купаться в районе Русалки стало уже не так комфортно. Тогда взоры отдыхающих обратились в сторону Пирита, и началось развитие этого района. Поначалу планы были наполеоновские.
«Были очень большие планы накануне Первой мировой войны, например пустить в Пирита трамвайную ветку, поставить на реке Пирита гидроэлектростанцию, которая будет давать ток. Козе тогда начинало развиваться. Тогда это место называлось Кож», — отметил краевед.
В начале 20-го века тут стали появляться пансионаты отдыха и дачи, а в 1925 году был официально открыт пляж Пирита.
В этом году пляж отмечает свой столетний юбилей. Сегодня можно быстро приехать в Пирита по прямой дороге. Раньше море было чуть ближе, и основная дорога шла в другом месте.
«Да, море было значительно ближе, конечно, при желании можно было проехать по низу, но основная, укатанная хорошая дорога поднималась за замком Орлова-Давыдова — там где памятник Ледовому переходу и мемориал жертвам коммунизма. И спускалась она к побережью неподалеку от моста, современного Пиритаского. И да, расширение проезжей части у нас началось как раз в 20-е годы 20-го столетия. А то, что мы сейчас видим, — это олимпийская трасса. Это уже к Олимпийским играм, к регате 1980 года построено», — рассказал Кац.
Старых зданий осталось сравнительно немного, но до сих пор у пляжа сохранилось здание автобусного вокзала. И там до сих пор автобусная остановка.
«Надо сказать, что автовокзалов довоенных вообще в Европе не много, в Эстонии только в Локса и вот павильон в Пирита», — подчеркнул краевед.
Следующий и довольно сильный толчок в курортном развитии район получил уже в конце 70-х, когда началось строительство олимпийских объектов.
«После Второй мировой войны в устье реки Пирита был построен яхт-клуб, деревянный корпус сохранился до сих пор. И была верфь яхтенная построена. А к Олимпиаде-1980 появились центр парусного спорта, олимпийская деревня, гостиница, мост, пляжный павильон», — перечислил Кац.