В пятницу 15 августа президенты США и России намерены при личной встрече обсудить войну в Украине и возможное мирное соглашение. При этом до сих пор не до конца понятно, что именно предложит Путин, какие условия устроят Трампа и согласятся ли с ними Украина и Европа.
Как считает обозреватель Би-би-си, пока понятно одно: сложно представить человека, которому саммит на Аляске был бы выгоден больше, чем Владимиру Путину.
Что говорят в Вашингтоне
В минувшую пятницу, 8 августа, истекал ультиматум, объявленный Дональдом Трампом. Президент США обещал невиданные санкции против России и ее торговых партнеров, если не будет прогресса на пути к мирному соглашению с Украиной.
В конце июля во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Киром Стармером Трампа спросили, поможет ли его личная встреча с Путиным достичь перемирия в Украине. «Я больше не заинтересован в разговорах», — ответил Трамп.
Однако после этого спецпосланник Трампа Стив Уиткофф съездил в Москву и поговорил с Путиным. Результаты беседы удовлетворили американского президента, и итогом поездки Уиткоффа стала договоренность о личной встрече Трампа с Путиным на Аляске.
«Обмен территориями»
По итогам визита Стива Уиткоффа в Москву Трамп заявил, что шансы на прекращение огня в войне России против Украины есть. Как писало агентство Bloomberg, об этом Трамп сообщил Зеленскому и европейским лидерам.
Трамп уточнил, что Путин может начать мирные переговоры в обмен на обсуждение вопроса об обмене территориями, сказали собеседники Bloomberg.
Постепенно стали появляться некоторые подробности.
Собеседники Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что Вашингтон и Москва стремятся достичь соглашения о прекращении войны в Украине, которое может закрепить за Россией аннексию территорий, захваченных ею в ходе военного вторжения.
В рамках такого соглашения Россия хочет получить аннексированные Донбасс и Крым. «Это потребует от президента Украины Владимира Зеленского отдать приказ об отводе войск с частей территории Луганской и Донецкой областей, все еще удерживаемых Киевом», — написал Bloomberg.
В ответ, утверждали источники агентства, Москва прекратит наступление в Херсонской и Запорожской областях по текущей линии фронта.
По словам источников, цель соглашения — фактически заморозить войну и подготовить почву для технических переговоров об окончательном мирном урегулировании.
В то же время издание Wall Street Journal сообщило, что эти предложения вызывают множество вопросов. Европейцы трижды созванивались с Вашингтоном, чтобы прояснить, что же все-таки должно произойти с Запорожской и Херсонской областями: намерен ли Путин заморозить нынешние линии фронта, вывести войска из этих регионов или добиваться полного контроля над ними?
По словам американского чиновника, с которым поговорило издание, Путин призвал приостановить войну на нынешних линиях в обоих регионах. После этого Россия проведет переговоры с Украиной об обмене территориями, стремясь к полному контролю над Запорожьем и Херсоном, цитирует Wall Street Journal своего собеседника. Но совершенно неясно, какие территории при этом получит Украина в рамках «обмена».
Только в третьем телефонном разговоре Уиткофф сообщил европейским чиновникам, что российское предложение включает в себя два этапа. Первый этап — вывод украинских войск из Донецкой области и заморозка линий фронта. Второй этап — Путин и Трамп согласуют окончательный мирный план, который впоследствии будет обсуждаться с Зеленским, сообщили европейские чиновники на условиях анонимности.
Прояснить ситуацию могли бы в Белом доме, но там заявили, что из уважения к нашим деликатным дипломатическим переговорам с Россией, Украиной и нашими европейскими союзниками Белый дом не будет комментировать подробности, якобы появившиеся в СМИ. Не комментирует детали договоренностей и Кремль.
Условия Украины и Европы
Реакция президента Украины Владимира Зеленского на слова Трампа про обмен территориями была предсказуема — Киев уже неоднократно заявлял свою позицию по этому поводу.
«Ответ на украинский территориальный вопрос уже есть в Конституции Украины. Отступать от этого никто не будет и не сможет. Дарить свою землю оккупанту украинцы не будут, — заявил Зеленский. — Украина готова к реальным решениям, которые могут дать мир. Любые решения, которые против нас, любые решения, которые без Украины, — они одновременно и решения против мира. Они ничего не дадут. Это мертвые решения, они никогда не сработают».
Европейские лидеры в целом поддержали Зеленского. Переговоры о будущем Украины могут идти только с ее участием и в условиях прекращения огня, говорится в совместном заявлении по итогам переговоров и консультаций. Это заявление подписали лидеры Франции, Германии, Великобритании, Италии, Финляндии и Польши, а также глава Еврокомиссии.
В заявлении сказано, что путь к миру не может быть определен без участия Украины, а изменение международно признанных границ силой невозможно.
При этом европейские лидеры допускают тот самый обмен территориями — но только на адекватных условиях. По данным Wall Street Journal, европейские страны и Украина представили ответное предложение, с которым ознакомили вице-президента США Джей Ди Вэнса, госсекретаря Марко Рубио и спецпосланников Трампа Стива Уиткоффа и Кита Келлога.
Контрпредложение заключается в следующем: во-первых, сначала должно быть прекращение огня, а уже затем обмен территориями; во-вторых, уступки должны быть взаимными — если Украина уступает России какие-либо территории, то получает от России другие. Некоторые источники Wall Street Journal были предельно конкретны: если Украина оставит Донецкую область, то взамен российские войска должны уйти из Запорожской и Херсонской областей.
Кроме того, европейские лидеры и Украина настаивают на том, что любая территориальная уступка со стороны Киева должна оговариваться железными гарантиями безопасности — включая потенциальное членство Украины в НАТО.
Генсек НАТО Марк Рютте также допустил обмен территориями. В интервью ABC News он уточнил, что речь может идти только о фактическом признании российского контроля над захваченными территориями, а не о юридическом.
«Речь пойдет о территории [Украины]. Речь, конечно же, о гарантиях безопасности, но также и об абсолютной необходимости признать, что Украина сама определяет свое будущее, что Украина должна быть суверенным государством, самостоятельно определяющим свое геополитическое будущее — разумеется, без каких-либо ограничений на численность своих вооруженных сил. А для НАТО — без каких-либо ограничений на наше присутствие на восточном фланге», — сказал Рютте.
Об этом говорила в воскресенье и глава европейской дипломатии Кая Каллас. По ее словам, международное право в этом вопросе не терпит толкований: все временно оккупированные территории принадлежат Украине. «Соглашение не должно стать плацдармом для дальнейшей российской агрессии против Украины, трансатлантического альянса и Европы», — сказала Каллас.
По информации Bloomberg, европейские лидеры хотят поговорить лично с Трампом до его встречи с Путиным и обсудить с президентом США все проблемные вопросы.
Станет ли саммит на Аляске подарком для Путина?
Елизавета Фохт, обозреватель Русской службы Би-би-си
Сложно представить человека, которому саммит на Аляске был бы выгоден больше, чем Владимиру Путину.
Три с половиной года страны Запада во главе с США (по крайней мере, до возвращения Дональда Трампа в Белый дом) делали все, чтобы изолировать российского лидера. Поэтому вне зависимости от того, чем закончится встреча в пятницу, сам по себе факт поездки в США по приглашению американского президента — это большой успех Кремля. Тем более с учетом символизма, связанного с местом проведения саммита: Аляска когда-то была российской территорией.
Удачно для Москвы выглядит и контекст, в котором проходит саммит. Еще неделю назад СМИ и эксперты гадали, насколько жестким будет поведение Трампа, объявившего Владимиру Путину ультиматум. Теперь про ультиматум уже никто не вспоминает: главный вопрос — согласился ли Путин хоть на какие-то компромиссы перед встречей и будет ли Трамп учитывать позицию Украины и ее европейских союзников. Саммит без конкретных обещаний и результатов устроит в этой ситуации только Путина.
Делать преждевременные выводы об окончательной победе Москвы пока рано: мы видели, как за последние полгода настроение Дональда Трампа несколько раз менялось на диаметрально противоположное. После того, как он отчитал президента Украины Владимира Зеленского в Овальном кабинете в марте, было сложно представить, что уже летом американский президент будет говорить о том, как разочарован Владимиром Путиным, и обещать Украине военную поддержку (пусть и за счет Европы).
И наоборот: казалось, что растущее недовольство Трампа, который перешел к угрозам в адрес Кремля, уже не унять. Но после визита Стива Уиткоффа в Москву (политика и мировая пресса до сих пор, кажется, не поняли, о чем он договорился с Путиным) ситуация опять изменилась.
Так что многое будет зависеть от того, в каком настроении будет Трамп после того, как лично поговорит с Путиным на Аляске.