Чиновники американского Министерства обороны объявили о приостановке поставок вооружений Украине. Москва атаковала Киев рекордным количеством дронов и ракет. Американскому президенту пришлось выслушать неудобные вопросы от однопартийцев. Поставки американских систем ПВО возобновились. Тем временем украинские чиновники озаботились чистотой рядов и пересмотром антикоррупционной политики.
Вся минувшая неделя прошла под споры, заявления и их опровержения по одному важному поводу: Америка остается за столом среди мировых лидеров или как? Стартовало все это в первые числа июля с заявления заместителя министра обороны США по вопросам политики Элбриджа Колби о том, что остановлены поставки Украине ракет для систем ЗРК Patriot, артиллерийских снарядов калибра 155 мм, высокоточных ракет GMLRS, беспилотников, а также ракет для истребителей F-16.
Речь шла даже об остановке тех грузов, которые на транзитных складах в Польше ждали отправки в Украину буквально со дня на день.
Действительно, еще со времени администрации Байдена осталось достаточно ресурсов, чтобы Украина могла получать американские вооружения, как минимум, до начала осени 2025 года. Но самое интересное в этой почти внезапной остановке было то, что она была вполне предсказуемой. Вот только сложно было спрогнозировать, когда же именно нажмут на тормоз в этот раз.
Газ-тормоз. Главное — не перепутать
Скандалы вокруг остановки поставок вооружений и финансирования Украины со стороны США случились нынче в третий раз. А первый раз — полтора года назад, во времена Джо Байдена, когда из-за клинча вокруг законопроекта о финансировании мер безопасности эта помощь остановилась на полгода. Украина тогда пережила жесточайший дефицит боеприпасов и денег. Спасли ситуацию европейские партнеры, которые начали активно финансировать Украину, а еще — украинские военные и инженеры, которые при помощи дронов смогли компенсировать нехватку снарядов на фронте.
Второй раз приостановка была буквально на пару недель — это случилось в марте 2025 года, после знаменитой февральской перепалки в Овальном Кабинете, где его хозяин бросал украинскому президенту упреки в том, что у того «нет карт». Идея-фикс Трампа о том, что Владимира Зеленского можно склонить к глубокому и унизительному для Украины пакету уступок перед Путиным тогда была как никогда близка к реализации.
Ради этого в начале марта даже случилась приостановка поставок тех вооружений, которые были одобрены еще Байденом и решением его администрации профинансированы. Тогда же приостановили и снабжение Киева разведовательной информацией со стороны американской спутниковой группировки.
Тогда, в марте, все это обошлось Украине предельно дорого. Ее войска были вытеснены из Курской области, куда они вошли в августе 2024 года. Более того, на плечах отступающих украинских частей российские оккупанты пересекли украино-российскую границу на стыке Сумской области (Украина) и Курской области(РФ). Три месяца тяжелых боев, пусть и менее интенсивных, чем идут на западе Донецкой области, все же привели к тому, что этот относительно новый участок фронта стабилизировался. Но стоило это дорого.
Примерно тогда же, в начале весны 2025 года, в Украине наиболее вдумчивые журналисты раз за разом предупреждали, а точнее — напоминали, что никаких свежих решений о передаче вооружений новая администрация Белого Дома не приняла. И было понятно, что пакет помощи, оставшийся со времен Байдена, понемногу исчерпывается.
Очень часто звучала такая фраза, что денег Киеву должно хватить, а вот за оружием придется побегать. Наиболее циничные аналитики кривили губы и указывали на склонность нового американского лидера к заключению сделок. Дескать, погодите, он покошмарит Киев возможными приостановками вроде мартовской, а потом склонит европейцев к тому, чтобы те начали оплачивать очередные американские поставки европейской звонкой монетой.
Такая версия особенно здраво смотрелась на фоне политики рационализации бюджетных трат. Ну, правда, коль уж Илон Маск своим DOGE рубил топором бюджетные расходы, то почему программа помощи Украине имела бы иммунитет? Тем более, что немецкий Bild в начале июля вышел со статьей, из которой следовало, что Берлин как минимум с конца мая ведет интенсивные переговоры с Вашингтоном о приобретении в интересах Украины минимум пары комплексов Patriot и нескольких сотен ракет к ним.
И этот день пришел
Буквально в тот же день, когда новость о заявлении Элбриджа Колби по поводу «стоп-крана» на поставки вооружений Украине была широко распространена, поднялась и волна бурных реакций на происходящее.
Киев реагировал предельно сдержанно. Потому что помнили уроки, извлеченные из февральского скандала, а также из многонедельных переговоров по поводу «ресурсной сделки» с США о доступе к критически важным минералам в Украине. Так что ограничились вежливыми запросами с просьбами разъяснить официальную позицию администрации Трампа.
Даже сами республиканцы в Конгрессе начали тревожиться буквально сразу же. Конечно, было много правильных слов о ценностях демократии и свободы, которые защищают украинцы при помощи американского оружия. Но были и вполне рациональные аргументы вроде того, что высказал 2 июля конгрессмен-республиканец Брайан Фицпатрик в своем аккаунте Х: «…украинские войска не только защищают свою родину, они держат передовую свободы. В защите свободы не может быть полумер. Мы должны, как всегда, отстаивать мир через силу».
Фицпатрик был далеко не один с подобными заявлениями, его поддержали в той или иной мере из обеих партий.
И тут наступило 3 июля — в этот день состоялся телефонный разговор между Путиными и Трампом. В Киеве за эхом от этой беседы наблюдали без особых иллюзий по поводу ожидаемых результатов. Потому что в Киеве уже есть такая примета — «после переговоров между Москвой и Вашингтоном Путин непременно попытается самоутвердиться очередной воздушной атакой по Украине».
Что ж, Путин откровенно глумился над собеседником в том разговоре. Настолько открыто, что после беседы Дональд Трамп заявил, что он не собирается останавливать поставки вооружений Украине, хотя поручил Пентагону разобраться с состоянием запасов и возможностями пополнять их за счет текущего производства.
Что ж случилось накануне такой знаковой даты — Дня Независимости США 4 июля? Если раньше Путин хотя бы имитировал готовность к переговорам, то теперь откровенно издевался над своим собеседником. А чтобы усилить эффект, он распорядился атаковать Украину в ночь с 3 на 4 июля рекордным числом дальнобойных тяжелых дронов, а также ракет.
Рекорд: 539 дронов и 11 ракет
Нападение началось против обычных правил, еще засветло 3 июля. Основной целью был Киев. Суммарное число атакующих средств нападения было на тот раз рекордным — 550, как и число ударных беспилотников — 539 штук. Кроме них, по украинской столице была запущена одна аэробалистическая ракета Х-47 М2 «Кинжал», шесть баллистических ракет Искандер-М/KN-23 и четыре крылатых ракеты Искандер-К. Сбить, к сожалению, удалось далеко не все. Если подавляющее большинство дронов сбить или погасить системами радиопротиводействия смогли, то из 11 ракет сбили лишь две — крылатые ракеты Искандер-К.
Девять ракет и 63 БпЛА принесли разрушения. Почему на этот раз украинская ПВО не смогла сбить баллистические ракеты? Прежде всего, из-за дефицита ракет-перехватчиков для американских систем Patriot. Беспилотники сбили примерно восемь из девяти, крылатых ракет — половину. Баллистические ракеты не сбили ни одной.
После этого Дональд Трамп в течение нескольких дней делал все более и более жесткие заявления — и по поводу Путина, и по поводу поставок вооружений Украине. «Мы должны прислать больше оружия. Прежде всего, оборонительного», — заявил он после переговоров с Беньямином Нетаньяху 8 июля. Начинает осознавать, что диалог с Путиным свернул в какой-то момент не туда? Не исключено, но вряд ли осознает до конца.
Судя по присутствию слова «оборонительное» в заявлении Трампа от 8 июля, он находится где-то на этапе «депрессия» если рассматривать по шкале из пяти состояний — от «возражений» до «принятия». «Возражения» были где-то в январе, «гнев» был во время скандала в Овальном кабинете 28 февраля. «Торг» — это, видимо, эпопея с так называемым «ресурсным соглашением» и зондажом Путина в апреле-мае. А теперь вот — «депрессия». О чем говорит и заявление Трампа 5 июля, когда он впервые вслух засомневался, что сможет усадить Путина за стол переговоров и довести дело до прекращения войны: «Я не знаю. Я не могу вам сказать, произойдет ли это или нет».
Это европейцы уже глубоко на этапе «принятия». О чем очень внятно дала понять премьер-министр Дании Метте Фредериксен еще 3 июля. Ее страна с 1 июля на полгода начала председательствовать в ЕС. По этому поводу в датском городе Орхус 3 июля состоялась встреча, в которой приняли участие руководители ЕС, сама Фредериксен, а также украинский президент. Метте Фредериксен была более чем конкретной: «Конечно, мы все надеемся, что США продолжат поддерживать Украину, а через Украину — и Европу. Но если будут какие-то пробелы, то я лично считаю, что мы должны быть готовы их заполнить».
А что ж внутриполитические скандалы в Киеве? Тут и затягивание с назначением директора Бюро экономической безопасности (финразведка и налоговая полиция в одном флаконе, по сути), хотя назначить руководителя в БЭБ было обещано Международному валютному фонду на июль. Тут и слухи о ротациях в Кабинете министров. Тут и подозрение в коррупции, врученное одному из министров. На все это украинцы посматривают с привычной брезгливостью, но весьма отстраненно. Потому что вся эта суета выглядит уж слишком мелко на фоне действительно экзистенциальных угроз. Как раз в ночь с 8 на 9 июля над страной снова блуждали тучи тяжелых ударных беспилотников — дело явно шло к очередному печальному рекорду.