Русский

Трамп сократил дедлайн для Путина, Зеленский исправляет ошибку. Обзор событий в Украине

Тяжелые бои в Украине продолжаются. Дональд Трамп уменьшил дедлайн для Владимира Путина с 50 до десяти дней, чтобы тот остановил войну. Украинские лидеры пытаются объяснить европейским партнерам, что они совсем не то имели ввиду, когда меняли законы об антикоррупционных органах. Демонстранты продолжают троллить власть остроумными самодельными плакатами. Экс-главкома Залужного явно готовят к большему.

Президент США Дональд Трамп уменьшил дедлайн для России с 50 до десяти дней: речь идет о его требовании сесть с Украиной за стол переговоров и заключить мирное соглашение. Трамп заявил 14 июля о том, что он введет жесточайшие пошлины на российские товары и примет меры против других стран, которые продолжат закупать их.

Заявление 14 июля было сделано во время встречи с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте — тогда Трамп пообещал минимум сто процентов ставки таких вторичных тарифов. Такой уровень тарифов выглядел бы весьма сильным шагом — конечно, если бы на него решились.

И все же, на момент, когда то первое заявление Трампа о дедлайне для РФ было сделано, в Украине отнеслись к нему без особых надежд. Не из вредности, а потому что война идет уже без малого три с половиной года, и если бы «серебряная пуля», магическая сила, жесткая политическая воля принудить Москву к миру существовали бы в принципе, войну бы уже закончили. Задача слишком сложна, чтобы ее решили щелчком пальца — так видят ситуацию из Киева.

Более того, скептики даже позволяли себе упражнения в арифметике: дескать, 50 дней от даты заявления Трампа — это примерно 5 сентября, конец летней военной кампании. И делали вывод о том, что Путин чуть ли не получил подарок, то есть возможность сполна использовать наиболее удобное для наступления летнее время.

Но с предыдущего заявления о дедлайне прошло всего-то две недели, как Дональд Трамп поднял ставки. 28 июля он заявил, что дает Путину лишь десять дней с этого дня. И пообещал ввести ранее обещанные тарифы против России, если соглашения между РФ и Украиной не будет заключено.

Что именно случилось за минувшие две недели, что Трамп резко поднял ставки — сложно сказать с абсолютной точностью. Но сам американский президент дал понять, что не видит даже намеков со стороны Путина о готовности двигаться к прекращению войны. Интересно, что заявление это прозвучало на встрече с премьером Великобритании Киром Стармером в Шотландии, то есть во время общения с наиболее близкими союзниками.

Потому что хочет воевать

Путин действительно поднимает ставки: он игнорирует призывы Дональда Трампа, причем, делает это в подчеркнуто оскорбительной манере. Две недели, что прошли между объявлениями о дедлайне в 50 дней и о его сокращении до десяти дней, были наполнены массироваными воздушными атаками против украинских городов и инфраструктуры глубоко в тылу.

Две-три массированные атаки в неделю — это почти правило. А между ними тишины все равно нет: атаки идут, пусть и меньшими силами. Например, из недавнего: в ночь на 26 июля российская армия атаковала преимущественно Днепропетровскую область — 208 ударных беспилотника, 12 баллистических ракет Искандер-М/KN-23, восемь крылатых ракет Искандер-К, семь управляемых авиационных ракет Х-59/69. В ночь на 28 июля преимущественно целью атаки была Хмельницкая область: 324 ударных БпЛА, а также четыре крылатых ракеты Х-101 и три аэробалистических ракеты Х-47 М2 «Кинжал» — и то, и другое воздушного базирования.

В ту ночь на 28 июля Польша вновь поднимала в воздух свои истребители. Но эта активность не впечатляет: даже когда российские ракеты атакуют украинские города на западе страны, то есть в зоне досягаемости ракет с польских истребителей, их оружие ни разу так и не было применено.

28 июля российский дрон был замечен в литовском воздушном пространстве — в небе над Вильнюсом. Попыток уничтожить его местные воздушные силы не предпринимали. Более того, в СМИ даже появились предположения, что этот дрон мог быть выведен из строя украинскими системами радиоэлектронной борьбы, потому-то и очутился на несколько сотен километров севернее, около Вильнюса. «Извините, что не добили тот дрон еще над Украиной» — гуляли мемы в украинских пабликах в соцсетях.

Но на самом деле поводов для веселья не особо много: под постоянными ударами планирующими бомбами, ракетими, беспилотниками находятся два приграничных областных центра — Харьков и Сумы. Во время одной из атак на минувшей неделе в Харькове была разрушена котельная, которая используется в холодный сезон для отопления более полусотни тысяч квартир. То есть российские войска прибегают к террору мирного населения и готовят в Харькове гуманитарную катастрофу на ближайшую зиму.

Тяжелейшие бои продолжаются в Запорожской области, в районе Покровска на западе Донецкой области и в районе Купянска Харьковской области. В сводках украинского Генштаба — более полутораста атак противника фиксируется ежесуточно. Людей у Путина больше, украинским силам приходится находить все новые асимметричные ответы

Собственные дроны и даже начинка к ним

Украинский бизнес лихорадочно развивает разработку и изготовление не только готовых дронов, но уже и комплектующих для их производства. В Украине всерьез опасаются возможных запретов на экспорт таких компонентов со стороны главного их производителя — Китая.

Компактные электродвигатели, видеокамеры, блоки управления — все это сейчас при сборке дронов используется преимущественно украинского же производства.

Вовсю работают программы внешнего финансирования производства вооружений в Украине. Не далее, как вечером 29 июля Владимир Зеленский в своем видеообращении заявил, что на текущей неделе на счета производителей дронов в Украине поступят еще 400 млн евро в рамках договоренности между Украиной и Нидерландами. Эта договоренность реализует так называемую «датскую модель» — когда иностранные партнеры предоставляют деньги, а украинские предприятия производят вооружения и поставляют их силам обороны.

Насколько это много — 400 млн евро? Качественный тактический FPV-дрон стоит до тысячи долларов за единицу. Стоимость дрона, предназначенного для ударов в глубину российского тыла измеряется десятками, а то и сотнями тысяч евро за единицу.

Поскольку дальнобойных ракет Украине так и не получила от партнеров, приходится украинским военным и инженерам искать асимметричные решения. Нет под рукой тяжелых дальнобойных ракет — украинские военные наносят точечные болезненные удары по логистическим базам, предприятиям ВПК.

Украинские дроны на минувшей неделе повторно атаковали одно из крупнейших российских химических предприятий — «Азот» (Невинномысск, Ставропольский край). Предыдущая атака состоялась в июне. Это предприятие является ключевым поставщиком компонентов для производства взрывчатки.

Украина в своей борьбе с агрессией со стороны вчетверо большего государства остается критически зависимой от помощи извне — не только от помощи оружием, но, прежде всего, деньгам.

И вот по поводу финансирования Киев получил довольно жесткие сигналы на минувшей неделе в связи с попыткой ослабить независимость антикоррупционных органов. Это случилось после того, как Владимир Зеленский поздно ночью 22 июля подписал закон, которым менялись правила работы для этих органов. Во-первых, невзирая на военное положение, люди вышли на мирный митинг с весьма неприятными для властей лозунгами.

Во-вторых, послы стран ЕС и стран G7 дали предельно ясно понять, что нужно вернуть все как было. Ну и заодно напомнили о том, что правительство напрасно тянет с одобрением кандидатуры директора Бюро экономической безопасности — это такой орган, на который возложены функции расследования тяжелых налоговых и экономических преступлений. Кандидата долго выбирала специально созданная для этой цели комиссия, в которой участвуют представители стран ЕС. Но Кабинет министров не захотел утвердить их кандидатуру.

Поэтому еще 24-28 июля в Верховную Раду были внесены несколько проектов закона, которым собираются вернуть прежние права антикоррупционным органам. Среди них есть и законопроект от президента, и еще несколько от разных депутатских фракций. Разумеется, между законопроектами в ближайшие дни начнется жесточайшая конкуренция за право превратиться в действующий закон.

Но причем тут деньги? А при том, что представители стран ЕС и стран G7 просигналили украинским руководителям: затягивание с восстановлением независимости антикоррупционных органов и проволочки с назначением директора Бюро экономической безопасности могут привести к приостановке внешнего финансирования — как за счет средств Евросоюза, так и за счет замороженных российских активов.

Только на текущий год в рамках этих программ ожидается подавляющая часть из тех примерно сорок млрд долларов, что запланировали предоставить Украине ее иностранные партнеры. Например, в 2025 году запланировано 12,5 млрд евро помощи по программе Ukraine Facilities, которую финансирует ЕС. Голосование за восстановление антикоррупционного «статус кво» ожидается буквально со дня на день. Так что есть нешуточный шанс, что финансирование не прервется.

На фоне этого кризиса разразился почти опереточный скандал вокруг весьма популярного в Украине генерала Валерия Залужного. Именно он возглавлял силы обороны в момент полномасштабного вторжения РФ, но зимой 2024 года ушел в отставку. После чего был отправлен послом в Британию.

На текущей неделе украинская военная разведка — ГУР (Главное управление разведки) опровергла информацию о, якобы, некоей тайной встрече в Альпах украинских деятелей с представителями США и Великобритании, где, будто бы, Залужного собирались согласовать в качестве кандидата, альтернативного Зеленскому. А тут еще Залужный снялся в шикарной фотосессии для журнала Vogue Украина.

Не то, чтобы эту историю можно назвать весомым политическим кризисом, но выглядит она однозначно лишней здесь и сейчас.