В Риге памятник Барклаю де Толли стоит в очень достойном месте – рядом со зданием правительства, православной церковью справа и большим отелем слева. То есть место не только важное, но и многолюдное, сообщила «Актуальная камера«.
Монумент Барклаю де Толли будет снят с постамента и передан его владельцу – меценату Евгению Гомбергу. Оригинальный постамент, на котором расположен памятник, имеет архитектурную ценность, поэтому его переместят на специальную площадку.
Вице-мэр Риги Линда Озола пояснила, что демонтаж памятника де Толли следует рассматривать в широком контексте освобождения от русификации, что после нападения России на Украину привело к принятию многих радикальных и пролатвийских решений в Риге и во всей Латвии.
По ее словам, после сноса советского памятника в парке Победы рядом с другими памятниками начали проводиться пророссийские мероприятия.
«Различные мероприятия, организованные или поддержанные российским посольством, стали проводиться у памятника Александру Пушкину. Когда памятник Пушкину убрали, люди начали собираться около статуи Барклая де Толли. Это вопрос сплоченности и безопасности нашего общества. Исторические объекты используются для достижения политических целей сегодняшней России», – сказала Озола.
В нескольких сотнях километров от Риги, в Йыгевесте, под Тырва находится мавзолей Барлая де Толли, где полководец покоится вместе со своей супругой. Сюда часто заглядывают туристы. По мнению руководителей волости, рижскую статую можно было бы перевезти в Йыгевесте.
«В переоценке истории должны быть какие-то пределы. Если подумать о Барклае де Толли как о личности, то это был полководец прибалтийско-немецко-шотландского происхождения, служивший царской России. В то же время важно, почему мавзолей находится именно здесь – он владел мызой Йыгевесте и хотел здесь жить. И что примечательно в истории – он якобы выучил эстонский язык», – сообщил председатель Тырваского волостного собрания и депутат Рийгикогу Майдо Руусманн.
Директор Эстонского военного музея, историк Хеллар Лилль отметил, что Барклай де Толли не ассоциируется с трагическими событиями в истории Эстонии. «События, в центре которых он находился, сегодня никого не задевают. Он не действовал как полководец непосредственно в Эстонии. Именно Барклай де Толли рассказывает нам о важной части мировой истории, о наполеоновских войнах», – заявил Лилль.